Храм Воскресения Господня в росписи художника Струнникова

    К 1030-летию Крещения Руси.



       Воскресенская церковь, построенная в 1876 году, возвышалась на том месте, где сейчас расположен кинотеатр "Колос". Сохранилось много старых фотографий, на которых есть изображение этого храма. Он был каменным, покрыт железом, внутри до панели покрыт масляною краской, выше – клеевой. Длина церкви с колокольней и алтарем составляла 20 сажен (около 36, 6 метров), ширина – около 16, 5 метров. В первом ярусе было 22 больших окна, 8 окон - во втором ярусе и 8 окон на куполах. Над храмом имелось пять глав. Иконостас Воскресенского алтаря был высотой около 8 метров (11,5 аршин), шириной 12 аршин. Иконостасы боковых приделов главного храма, Серафимовский и Богородицкий (видимо в честь Рождества Пресвятой Богородицы, т. к. Успенский придел был в Вознесенском соборе – О. Е.) были по 11 аршин высотой. В «теплом» храме были иконостасы Никольский и Знаменский, отапливали храм четыре печи.


      Храм Воскресения Господня был построен перед Русско-Турецкой войной 1877-1878 гг. и деньги на его украшение и сооружение сторожки, сарая и двух церковных лавок нашлись не сразу. Они были выстроены спустя годы. Церковно-приходская школа Воскресенского храма города Малоархангельска была открыта в 1-ой Подгородней Слободе только в 1909 году. Ограда храма по Орловской и Дворянской улицам была каменная с железной решеткой. Ближайшей к церкви чужой постройкой был дом купца Никулина, владельца огромного плодового сада в центре Малоархангельска.

      По воспоминаниям жительницы Малоархангельска Варвары Ивановны Яковлевой, опубликованным на неофициальном сайте «Малоархангельск», церковь Воскресенскую называли часто «новая». «Приход был, видимо, небогатый, т.к. большая часть купцов и деревни покрепче остались при Соборе». Дедом Варвары был священник Воскресенского храма Иван Павлович Троицкий, он принимал участие в его строительстве и оставил по духовному завещанию полторы тысячи рублей на постройку церковно-приходской школы. Интересно, что еще в 70-х годах прошлого века в этом здании располагалась Саловская начальная школа.


      Отец Варвары Ивановны Яковлевой также был священником храма Воскресения Господня, его звали Иваном Ильичом Яковлевым. «Большим делом отца была отделка и роспись «новой» церкви, которая была возведена еще дедом. Благодаря своей высокой культурности, он сумел найти и уговорить одного из лучших живописцев — Николая Ивановича Струнникова, помощника Васнецова по Владимирскому собору... церковь стала подлинным произведением искусства».

       У отца Иоанна сложились хорошие отношения с художником, тем более, что они были ровесниками, и Струнников даже написал ему для домашнего иконостаса образ Нерукотворного Спаса. Эту икону в семье Яковлевых-Троицких ценили особо.

       Николай Иванович Струнников был из тех людей, что собственным трудом и упорством добиваются больших успехов. Он родился в Орле, вырос в селе Богородицкое Малоархангельского уезда в семье приказчика на складе. Художественный талант Николай унаследовал от матери, Александры Николаевны, прекрасной вышивальщицы. С детских лет ему пришлось пойти в «мальчики». Николай служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.

       Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба», -- вспоминала его младшая сестра Мария Ивановна Струнникова, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, -- Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!».

       С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай тер краски, колол дрова — выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо. Своего учителя Струнников ценил и впоследствии называл отцом и другом. Сергей Николаевич участвовал в работе над росписями нескольких церквей в Москве и кафедрального собора в Курске.

       В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он понимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училище Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.

       Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам, сёстрам, помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, — вспоминала Мария Ивановна, — у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал... Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

       Стремясь помочь семье, во время летних каникул Николай уезжал в Малоархангельск и брался за любую работу. В один из таких приездов, отец Иоанн и предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи - Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора.

     
      Каждая деталь в храме должна следовать православным канонам. Алтарь олицетворяет небесный мир, центральная часть храма – земной мир, видимый. Изображению Христа в церкви отводится высшая точка храма – купол. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Владимирский храм в Киеве сохранился, его реставрировали и сейчас на просторах интернета можно найти чудесные фотографии его внутреннего убранства. Изображение Богородицы с Младенцем в центральной части алтаря работы В. Васнецова. Его же композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М. Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу". М. Нестеров выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово.

       Интересно, как повторил Струнников росписи величайших художников того времени, какую частичку себя и своего видения вложил в эту большую работу… Во время росписи он, как вспоминал потом, «боялся потерять то главное, что ценил в живописи: естественность позы и движения и близость к природе».

       Николай Иванович рассказывал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье».

       Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году немцами. 

      Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы в 80-е годы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе были высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников».

     

     

     

    Литература:

      Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. — М., 1985.

      Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. — Орел — Малоархангельск, 1999. -- С.169-172.

      Егорова, О. Николай Иванович Струнников: страницы жизни / Ольга Егорова // Малоархангельск [Электронный ресурс] : неофиц. сайт. – Электрон. дан. – 2008-2018. – 2010. – 17 окт. – Режим доступа: http://maloarhangelsk.ru/strunnikov/

      Из Санкт-Петербурга и Красноярска — с любовью. Воспоминания Варвары Яковлевой — 02 // Малоархангельск [Электронный ресурс] : неофиц. сайт. – Электрон. дан. – 2008-2018. – 2016. – 31 дек. – Режим доступа: http://maloarhangelsk.ru/yakovleva-02/

       Парашутов Николай Струнников. От казаков к большевикам. / Парашутов // LiveInternet.ru [Электронный ресурс] : портал. – Электрон. дан. – 2002-2018. – 2011. – 6 июня. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post169702025

       Полынкин. А. Воскресенская церковь города Малоархангельска в «Страховой оценке на 1910 год» / Александр Полынкин // Малоархангельск [Электронный ресурс] : неофиц. сайт. – Электрон. дан. – 2008-2018. -- 2017. – 1 апреля. -- Режим доступа: http://maloarhangelsk.ru/voskresenskaya-tserkov-v-strahovoy-otsenke/