Новости

"Экологический субботник"

"Экологический субботник" 12.04.2024
Трудовая деятельность

"Вместе против террора!"

"Вместе против террора!" 11.04.2024
Беседа-предупреждение

Алексий, святитель, митрополит всея Руси и владелец села Архангельское.

     

     История города Малоархангельска связана с историей Орловской губернии. "Малый Архангельский город" переименован из села Архангельское в связи с Указом Екатерины II от 1778 года об учреждении Орловского наместничества.

     Краевед XIXвека Г. М. Пясецкий в «Исторических очерках города Орла» писал, что село Архангельское (Монастырское) существовало еще в XIVвеке и принадлежало Московскому митрополиту Алексию, позднее перешло в ведение основанного митрополитом Чудова монастыря.

     Имя митрополита Алексия связывается прежде всего с его воспитанником, князем Дмитрием Донским, чьё 670-е отмечается в этом году, как и 640-летний юбилей Куликовской (Донской) битвы.
    Митрополит Алексий, государственный деятель и дипломат, был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях и именно по его инициативе началось в 1366 году строительство каменного Московского Кремля.

     Алексий (кон. лета – осень 1304? – 12.02.1378) родился в семье выходцев из Чернигова боярина Федора Бяконта и его жены Марии. При крещении получил имя Елевферий (Алферий). Крёстным отцом А. был княжич Иоанн Данилович (будущий Калита).

     Грек, митрополит Феогност, занимался воспитанием и обучением А. Уже в отрочестве Алферий стал мечтать о монашеской жизни, услышав во сне, во время ловли птиц силками, что станет он «ловцом человеков». В возрасте 20 лет Алферий принял постриг в одном из московских монастырей и примерно до 40 лет вёл монашескую жизнь.

     По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселён в митрополичье подворье. В Константинополь было направлено посольство от вел. князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры Алексия.

     По желанию Симеона Гордого (согласно его духовной грамоте) Алексий становится советником его младших братьев – князей Ивана и Андрея.

     Алексий отправляется в Константинополь к Патриарху Филофею. По дороге он получил в Орде ярлык от Тайдулы, жены (по другим сведениям, – матери) хана Джанибека. Этой грамотой свита, обоз и имущество Алексия защищалась от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдёт».

     Около года провёл А. в столице Византии. 30 июня 1354 г. датируется Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту. В порядке исключения, не будучи греком, Алексий возводится в сан митрополита за добродетельную жизнь и духовные достоинства. В той же грамоте, по просьбе Алексия, Патриарх утверждает город Владимир в качестве местопребывания Русских митрополитов с сохранением за ними Киева в качестве первого престола.

     Всю свою энергию новый митрополит направляет на сохранение единства Киевской православной митрополии и ограничение политического влияния на неё польских королей-католиков и язычников – великих князей литовских. Литовские князья подчиняли себе западные и юго-западные русские земли и претендовали на господство над всеми русскими княжествами. Этим планам препятствовала православная Церковь и политика, проводимая митрополитом Алексием.

     После очередной поездки в Византию для подтверждения своих полномочий в Русской митрополии, Алексий попадает в бурю на Черном море и даёт обет в случае спасения основать монастырь. По этому обету в Москве был создан Андроников монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя.

     В августе 1357 г. Алексий ездил в Орду по приглашению ханши Тайдулы для исцеления её от глазной болезни. Сохранился ярлык от ханши, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождается от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. В благодарность за выздоровление Тайдула передала в дар митрополиту земельный участок в Московском Кремле, занятый ордынским подворьем.

     В Кремле, в 1365 году (ровно 655 лет назад!) святитель Алексий заложил каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и основал при нём Чудов монастырь.

     Во время отсутствия митрополита Алексия скончался великий князь Иоанн Иоаннович и митрополит стал регентом при малолетнем князе Дмитрии. Именно авторитет святителя и его острый ум политика дали Московскому княжеству возможность нового подъема и укрепления в борьбе с соседями, и прежде всего, с Суздальским и Литовским князьями.

     Государственная и церковная деятельность Алексия, на фоне заметно ослабевшей Орды, позволяет говорить о том, что он стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против татарского ига.

     Незадолго до смерти святитель Алексий надеялся силой своего авторитета склонить преподобного Сергия Радонежского к тому, чтобы он возглавил митрополию. Однако преподобный отказался от предложения Алексия, - согласно житию, из смирения.

     Дмитрий Балашов в романе «Ветер времени» писал: «Митрополит Алексий, создавший Московскую Русь, заложивший основы единодержавной власти в стране, утвердивший династию государей московских и спасший русскую церковь и саму Русь от поглощения ее латинским, католическим Западом, наконец, явивший миру подвижника Сергия Радонежского, спит в могиле, упокоившись после трудов и свершений своих, после бурно и славно прожитой жизни. Он всего двух лет не дожил до Куликова поля и не переставал тревожиться о грядущей судьбе страны даже и пред самою кончиной. Родина почтила героя своего, объявивши его святым. Можем ли мы теперь хоть одним словом упрекнуть его за что-либо из свершенного им ради нашего существования в этом мире? Не можем! Преклоним же наши колени у славных могил создателей Великой Руси, нашей дорогой родины!»

    Подготовила О. Егорова
     Литература:
     Балашов, Д. Ветер времени: роман / Дмитрий Балашов. – М. : АСТ, 2006.
     Кучкин, В. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIVвв. / В. А. Кучкин. – М., 1984. – С. 242-256.
     Мейендорф, И., протоиерей Византия и Московская Русь: Очерки по истории церковных и культурных связейXIV в. / И. Ф. Мейендорф, протоиерей. – П., 1990.
     Пресняков, А. Образование Великорусского государства / А. Е. Пресняков. – М., 1998. – С. 199 -2017.
     Пясецкий, Г. Забытая история Орла / Г. М. Пясецкий. – Орел : ОГТРК, 1993.
     Турилов, А. Алексий, святитель, митрополит всея Руси / А. А. Турилов // Православная энциклопедия. – М. : Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 1997. – Т. 1. – С. 637 -646.



     

     

    В этом разделе: