Новости

«Все мы родом из детства» (12+)

 «Все мы родом из детства»                                   (12+) 02.05.2024
Литературный час к 100-летию со дня рождения русского писателя Виктора Петровича Астафьева

"Была та боль и вправду черной"

"Была та боль и вправду черной" 27.04.2024
Экологический хронограф

2022-02-19 11:57:53

«Великий мастер пейзажа»

   Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин хорошо знал русскую природу и любил её со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли "лесной богатырь-художник", «царь леса», «старик-лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
  Иван Иванович родился в городе Елабуга Вятской губернии в семье небогатого купца. Отец - человек широких интересов - единственный из близких поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.
  В 1852-1856 гг. Шишкин учится в Московском училище живописи, ваяния, зодчества под руководством А. Н. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В 1856-1860 гг. продолжает своё обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьёва. Развитие его идёт стремительно. Уже в первый год пребывания в академии Шишкину были присуждены две серебряные медали. Твёрдость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Техниками печати он тоже занимается, в литографии даже экспериментирует, выскребая ножом светлые места на закрашенном литографском камне.
   После окончания училища живописи Шишкин три года (1862-1865) проводит за границей как пенсионер Академии художеств. Там он мечтал о русском раздолье с золотой рожью, реками, рощами. Одним из первых шедевров Шишкина, написанных по возвращению на родину, можно назвать картину «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Яркий солнечный свет заливает полотно. Художник и дальше предпочитает ясность, ослепительный свет, лето – воплощённую полноту жизни. Такими настроениями проникнуты
картины «Сосновый бор» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1833), «Лесные дали» (1884).
«Сосновый бор» наиболее известное из полотен мастера. На первом плане – ручей с прозрачным, усыпанным камнями дном. Вырвались его студёные воды из лесной глухомани и зажурчали на порыжевшей от солнца поляне. А могучие дерева, пышные кроны которых упираются в небо, расступились...

 

   В картине «Рожь» в панораме бескрайнего поля объединены огромное небо и щедрая земля, одарившая людей золотом спелых колосьев. Сосны присутствуют и здесь. Они, как стражи, оберегают этот бесценный дар природы.
 Однако есть у Шишкина и лесная тёмная чаща, вызывающая у зрителя некоторый страх, как если бы он действительно заблудился в лесу, - картина «Лесная глушь» (1872). Её можно часами рассматривать, и всё равно в последний момент заметишь какую-нибудь новую деталь, в виде, например, затаившейся лисы и улетающей от неё утки.





    Среди всех картин Шишкина наибольшей известностью пользуется «Утро в сосновом лесу». Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу – с его ещё не рассеявшимся туманом, с чуть порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Три медвежонка лазают по стволу вывернутой с корнем, разломившейся надвое старой сосны, а мама-медведица за ними наблюдает.
  Сначала художник хотел написать обычный пейзаж лесной глуши в часы пробуждения. Шишкин окончил картину, поставил дату 1889 год и поставил её в угол мастерской. Никаких медведей на картине не было. Однажды его работу увидел художник Константин Апполонович Савицкий. Картина ему понравилась, но он предложил написать ещё и медвежье семейство. И сам добавил в картину косолапых персонажей. Иван Иванович работу друга одобрил и заставил его расписаться на полотне рядом со своей подписью.
   В наши дни картина «Утро в сосновом лесу» находится в Третьяковской галерее. Вскоре после появления на свет картина приглянулась изготовителям конфет. Шоколадные конфеты в фантиках с мишками
появились ещё при жизни Ивана Шишкина. Только назывались они не «Утро в сосновом лесу», а «Мишка косолапый». С тех пор прошли десятилетия, а конфеты по-прежнему любимы детьми и взрослыми.
   Во второй половине 1880-х годов пишет картины «Дубы» (1887), «Сосны, освещённые солнцем», «Мордвиновские дубы», «Дождь в дубовом лесу», «На Севере диком» (все 1891), «Осень» (1892)… На эти картины нельзя смотреть без восхищения.
Не налюбуешься на картину «На Севере диком». В ней художник изобразил сосну королевой сказочно-зимней лунной ночи.
Незабываемое впечатление на зрителей производит, пронизанная светом «Корабельная роща» (1898) – самая крупная по размерам картина Шишкина. От холста веет неиссякаемой энергией. Это настоящий символ богатырской русской силы.
«Корабельная роща» - последнее законченное произведение Шишкина. 20 марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
   Художник прожил трагичную жизнь: перенёс смерть двух любимых жён, похоронил сыновей, но разве догадаешься об этом, глядя на его картины. Удивительный парадокс, а скорее, просто магия гения – на пейзажах Шишкина человек не изображён и в то же время обязательно присутствует: каждый зритель, смотрящий на картину художника, обязательно представляет себя посреди этого пейзажа. Посмотрите подольше на картины Шишкина, и вы сами в этом убедитесь.


Главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала М. Н. Ревякина.