Новости

«Читаем детям о Великой Отечественной войне» (6+)

 «Читаем детям о Великой Отечественной войне»                   (6+) 08.05.2024
ХV ежегодная Международная патриотическая акция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

«Все мы родом из детства» (12+)

 «Все мы родом из детства»                                   (12+) 02.05.2024
Литературный час к 100-летию со дня рождения русского писателя Виктора Петровича Астафьева

"Была та боль и вправду черной"

"Была та боль и вправду черной" 27.04.2024
Экологический хронограф

2022-03-17 09:06:07

«Моя страна, мой выбор»

      

   В рамках проведения Дня молодого избирателя "Моя страна, мой выбор" в Малоархангельском районе на базе МБОУ «Малоархангельская средняя общеобразовательная школа №2» председатель ТИК Елена Ревякина рассказала школьникам о традиционно проводимом весной в Орловской области Дне молодого избирателя, его целях и задачах. Она проинформировала будущих избирателей о выборности органов власти и высших должностных лиц в демократическом государстве, об основных принципах и видах избирательного права, структуре и работе избирательных комиссий, ознакомила с основными выборными понятиями и терминами. Состоялась правовая игра-викторина "Я - будущий избиратель".

  Ведущий методист центральной межпоселенческой библиотеки Валентина Титова рассказала об избирательной системе древней Руси.

  Прямая демократия и выборы как механизм выражения власти народа имеют в России глубокие исторические корни. В этой связи заслуживает внимание опыт прямой демократии и выборов в древней и средневековой Руси (IX-XV вв.), выраженный в традициях народного собрания старшего города - вече (от славянского вѣтъ — совет).

   Вече – народное собрание у восточных славян и русских людей играло роль органа государственного управления и общественного самоуправления. Вече было по преимуществу городским институтом, собранием свободных людей, живших в городе.

  Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. По тексту летописи ясно, что «собраться на вече, значит, думать и принять решение».

  Князей выбирали на вече по всей Руси: в Ростово-Суздальской Руси, в Полоцкой, Черниговской, Галицкой, Смоленской, Новгородской, Псковской, Вятской и других землях. Исключения из правил – вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси. Срок правления князя был неопределенным.

    Другим важнейшим вопросом, которое решало вече, был вопрос войны и мира. Основу военной мощи Руси составляли вовсе не княжеские дружины, напоминавшие больше личную охрану, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу, то есть не могло выйти в поход без санкции и согласия народного собрания. Вече могло так же заставить князя заключить мир или отменить намеченный поход. Вечевые собрания выступали как посредники между князьями, если распри между ними угрожали безопасности и миру городу-государству. Вече могло заставить враждующих между собой князей выступить заодно против общего внешнего врага.

  Вече выступало в качестве инициатора сбора средств для военных походов, распоряжалось волостными финансами и государственным земельным фондом с работавшим на земле зависимым населением.

  Вече санкционировало международные договоры, которые заключались от имени князей и «от всех людий Русское земли». Например, договор 1191 г. Новгорода с Готским берегом и 1229 г. Смоленска с Ригой составлялись князьями по совету с вечем.

  Важную роль играло вече в законодательной деятельности. По началу полномочия народных собраний в законодательной и судебной деятельности древнерусских земель были не очень большими.

  Вече созывалось по мере необходимости по инициативе высших должностных лиц. Они же готовили повестку дня и проекты решений. Эта группа лиц, которая готовила вече и осуществляла руководство текущими делами в периоды между "созывами" вече, в Новгороде называлась Осподой или Советом господ, а в Пскове - Господой.

 В Совет господ входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник,тысяцкий,канчанские старосты, соцкие. Хоть должности были и выборными, но занимали их обычно бояре. В Пскове в Совет бояр входили князь, посадники, соцкие.

   Таким образом, у вечевой демократии были свои особенности и она имела мало общего с современными институтами демократии.