Новости

«Мурзилке» - 100!» (6+)

«Мурзилке» - 100!»                                              (6+) 17.05.2024
Беседа-знакомство с детским журналом «Мурзилка»

«Когда все вместе!»

«Когда все вместе!» 15.05.2024
Праздник к Международному дню семьи

"Память о войне нам книга оставляет"

"Память о войне нам книга оставляет" 14.05.2024
Обзор литературы

2023-05-14 16:37:55

«Моя судьба. Моя поэзия».

   

   12 мая исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского (1933-2010 гг.) - советского публициста, поэта-песенника.

   Вознесенский – один из ярких представителей поколения "шестидесятников", чьё творчество было особенно актуальным во время хрущёвской оттепели. Большое влияние на него оказала поэзия футуристов, прежде всего – поэзия Маяковского и Пастернака.

   Родился Андрей Вознесенский в мае 1933 года в Москве. Его отец, Андрей Николаевич, инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем. Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама, Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая сестра Андрея Наталья. Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу.

   В Москве Вознесенский закончил одну из старейших столичных школ. Стихи мальчик начал писать еще в детстве, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Андрея было огромным. После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института, куда поступил по настоянию Пастернака, который боялся, что преподаватели литературного института загубят талант поэта.

   Вознесенский окончил Архитектурный институт в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды: разработал архитектурную часть монумента "Дружба навеки" на Тишинской площади в Москве и создал памятную композицию на могиле родителей.

   Вхождение Андрея Вознесенского в поэзию было фантастически ярким и быстрым.

   Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960 г., он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя поэт оказался в опале уже в молодости. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами шестидесятников Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной.

   В 1962 году Андрей Андреевич выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критиковали, в газетах выходили разгромные статьи, зато народ его любил. Произведения Вознесенского перепечатывали и выпускали в самиздате, передавая друг другу из-под полы. Поэт работал не покладая рук. Каждый год он радовал почитателей новым сборником великолепной поэзии. Андрей Вознесенский воспевал чувства в стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Потомкам автор оставил 8 поэм, среди которых «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году.

   Андрей Андреевич Вознесенский – автор сборников и циклов стихов «Парабола», «Антимиры», «Витражных дел мастер». На его стихи написаны многие популярные эстрадные песни, рок-опера «Юнона и Авось», в Театре на Таганке поставлен спектакль «Антимиры». Андрей Вознесенский знаком и стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев. В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада».

   Также в творчестве Вознесенского появился жанр видеом — визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

   Андрея Вознесенского называли «голосом эпохи». Он первым придумал подавать поэзию не только как текст, но вместе с образом поэта. Потому он брал специальные уроки художественного чтения, чтобы подача была ярче и выразительнее. При жизни поэт часто говорил: «Поэзию можно писать не только словом, но и делать делом.

   Андрей Андреевич до конца жизни продолжал писать стихи и видеомы. Поэта не стало в 2010 году. В первую годовщину его смерти жена Зоя Богуславская и ее сын Леонид основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для "художников любого вида искусства"В 2018 году в Москве на Большой Ордынке открылся Культурный центр Андрея Вознесенского с интерактивными мультимедийными экспозициями, посвящёнными произведениям поэта.