Новости

"Была та боль и вправду черной"

"Была та боль и вправду черной" 27.04.2024
Экологический хронограф

«За чашкой чая»

«За чашкой чая» 24.04.2024
Семейный вечер

2023-12-07 13:57:40

"След, оставленный потомкам"

   Владимир Федорович Тендряков был выразителем чаяний своих современников, писал остросоциальные, остроконфликтные повести, рассказывал о жизни города и деревни, решал духовно-нравственные проблемы. Неслучайно писатель Камиль Икрамов, близко знавший Тендрякова, в свое время сказал: "Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут".

    Владимир Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области.

      Как же складывался жизненный и творческий путь Тендрякова? Изначально ничто не предвещало, что мальчик станет писателем. Более того, он увлекался рисованием: любил уходить на берег реки и рисовать пейзажи. Учился не очень хорошо, и в аттестате даже имел тройку по... литературе. Но вместе с тем именно учитель, поставивший Володе эту самую тройку, обратил на него внимание и первым посоветовал мальчику писать. Видимо, талант уже тогда скрыть было невозможно.

    Школьный выпускной Тендрякова состоялся 21 июня 1941 года, а уже рано утром вчерашние школьники проснулись в иной реальности: немцы бомбили Киев и другие города. Подобно тысячам своих сверстников, Тендряков отправился на фронт. Он воевал под Сталинградом, где впервые был ранен. Затем участвовал в боях под Харьковом, где снова получил ранение, и на этот раз тяжелое. Юношу отправили в госпиталь, где он пролежал до начала 1944 года. Выписали его инвалидом третьей группы. Естественно, о службе речь больше не шла: Владимира отправили домой, и он стал преподавать военное дело в школе родного поселка Подосиновца.

   Отметим, что многие, вернувшись к мирной жизни, стали писателями: необходимо было сбросить тяжкий груз военных лет, выплеснуть его на бумагу. Среди писателей-фронтовиков известны Борис Васильев, Булат Окуджава, Вадим Шефнер и многие другие. В отличие от них, Тендряков почти не писал о войне, она не стала ключевой темой его книг. И даже военные мемуары он написал после долгих-долгих уговоров.

   Владимиру Тендрякову пришлось долго оттачивать свое писательское мастерство. Он ставил высокую планку и требовал от себя больше, чем от всех остальных. Тексты переписывал многократно, пока они его полностью не удовлетворяли. В 1945 году Тендряков стал студентом художественного факультета ВГИКа, но вскоре все же перевелся в Литературный институт, тем самым окончательно определившись с выбором профессии. В институте он посещал семинар Константина Паустовского и быстро стал выделяться среди своих однокурсников, отличаясь трудолюбием и целеустремленностью.

   Первый рассказ писателя появился в альманахе «Молодая гвардия», небольшие произведения выходили в журналах «Огонек» и «Смена». И лишь в 1954 году журнал «Новый мир» опубликовал большую повесть Владимира Тендрякова «Не ко двору», по мотивам которой позднее был снят фильм «Чужая родня». После этой повести о писателе заговорили.

    Через несколько лет в том же «Новом мире» появился роман Тендрякова «Тугой узел». А затем один за другим вышли романы «Тройка, семерка, туз» и «Свидание с Нефертити».

   По мнению Дмитрия Быкова, Тендряков был самым востребованным писателем второй половины 1950-х годов, но позднее «он перестал совпадать с эпохой», что повлекло за собой сложности с цензурой. Писателя стали обвинять в очернении действительности, и его произведения стали появляться все реже и реже. Нет, он, конечно, продолжал писать, но до читателей эти книги не доходили. Более того, многие из них были изданы только после перестройки. Так, в конце 1980-х появились рассказы «Хлеб для собаки», в котором раскулачивание крестьян показано глазами маленького мальчика, и «Охота», где говорится об аресте друга – Наума Коржавина. Оба рассказа отличаются психологической точностью и производят на читателей сильное впечатление.

   Но вернемся немного назад. В 1970-е годы Тендряков издает ряд школьных повестей: «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска».

   Повесть «Весенние перевертыши» – это история влюбленности юного героя, Дюшки Тягунова, его взросления, его прощания с детством. Много всего узнает он в течение этой небольшой повести: поймет, что такое дружба, любовь, верность… Лучше станет понимать друзей, родителей, да и самого себя! Впрочем, повесть не только об этом. Здесь затрагиваются проблемы отцов и детей, чести и достоинства. И, как всегда у Тендрякова, герои оказываются перед сложным моральным выбором, и каждый поступит так, как ему подсказывает совесть.

   В этой же серии издана и другая, не менее известная повесть Тендрякова – «Ночь после выпуска». Эта повесть оказалась в определенной степени скандальной: многие читатели не принимали ее, считая, что автор опорочил действительность, что того, о чем он пишет, на самом деле не может быть. Писатель сравнивает новое поколение с поколением своих сверстников, выбирая для действия повести все тот же день 21 июня – такой же выпускной, только не в 1941-м, а тридцать лет спустя. Автор касается проблем взросления, воспитания, образования. На одну чашу весов он ставит материальные ценности, на другую – духовные. И мучительно ищет ответ на вопрос: где же кроются истоки зла? Как из маленьких милых деток вырастают лицемеры и эгоисты? Кто в этом виноват? И можно ли что-то изменить в воспитании молодежи?

   Неслучайно и то, что герои повести оказываются около памятника погибшим на войне солдатам: им предстоит сдавать экзамен своим дедам и отцам. Но подготовлены ребята к этому экзамену плохо…

   Повесть «Расплата» также затрагивает серьезную нравственную проблему: главный герой застрелил из ружья своего отца-алкоголика, в течение многих лет изводившего мать. При этом виноватым себя считает учитель главного героя, который не сумел донести до своих учеников какие-то главные законы жизни.

 Конечно, касаясь вопросов нравственности и духовности, Тендряков волей-неволей обращался и к религиозной теме. В произведениях «Чудотворная», «Апостольская командировка», «Покушение на миражи» и многих других он высказывает свои сложные, чаще атеистические взгляды, будучи как всегда убежденным в своей правоте.

  Многие книги Тендрякова были экранизированы и поставлены в театре: «Три мешка сорной пшеницы», «Без креста» – эти спектакли долгое время держались на афишах Москвы и Ленинграда.

   «Своими книгами он хотел перевернуть мир и не скрывал этого. Не считал писательство частным делом. Пытался отыскать правду. Заканчивал одну книгу и сразу принимался за следующую. Писать для него было ежедневной работой, тяжелой и благодатной»,– написал Роман Сенчин, и добавить к этому нечего. Тендряков навсегда вошел в литературу как искатель правды.