Новости

"Была та боль и вправду черной"

"Была та боль и вправду черной" 27.04.2024
Экологический хронограф

«За чашкой чая»

«За чашкой чая» 24.04.2024
Семейный вечер

2023-12-14 12:08:37

"Он веком властвовал, как парусом матросы..."

    13 декабря 1873 года в Москве появился на свет русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк, теоретик и практик русского символизма – Валерий Яковлевич Брюсов. Его имя – пожалуй, первое, которое ассоциируется у потомков с Серебряным веком.

    Человек, которого впоследствии звали даже "императором символизма", был происхождения весьма простого. По отцовской линии он "выходил" из крестьян. Его дед Кузьма Андреевич, первый из Брюсовых, выкупился на волю у помещицы Федосьи Алалыкиной, владевшей землями на севере Костромской губернии. В середине 1850-х получивший вольную Кузьма Брюсов переехал в Москву, где начал торговое дело, разбогател и даже смог купить дом на Цветном бульваре, где его внук жил в 1878—1910 годах. Дед по материнской линии был тоже купцом, а заодно и поэтом-баснописцем Александром Яковлевичем Бакулиным. Бакулин не достиг славы Ивана Крылова, но Валерий его ценил и его фамилией подписывал некоторые свои сочинения.

   Отец поэта тоже пописывал стихи и немного публиковался. Так что генетически у Валерия Яковлевича тяга к русской словесности была заложена. Интересно, что Яков Брюсов вёл себя, не в пример отцам, расточительно: увлекался скачками, приохотил к ним и сына и проиграл семейное состояние на тотализаторе. Потому Валерию пришлось не рассчитывать на наследные капиталы, а зарабатывать себе хлеб свой в поте лица своего. "Пот", конечно, сказано фигурально; впрочем, многие утверждают, что литературный труд не легче физического...

  Мать, Матрена Александровна, хотя и всячески лелеяла своего первенца, в отличие от дедов и отца не сыграла значительной роли в духовном становлении сына.

 Рано научившись читать, любознательный мальчик всё время проводил в солидной библиотеке отца. Его излюбленным чтением стали приключенческие романы Жюля Верна и Джеймса Фенимора Купера, а также биографии великих учёных, путешественников, изобретателей. Очень рано у маленького книгочея пробудилась страсть к сочинительству: по воспоминаниям поэта, "комедию" «Лягушка» он написал в четыре года. С шести лет Валерия учили французскому языку и арифметике. Он был любимцем семьи и рос в обстановке всеобщего обожания.

  Хотя писать стихи Брюсов начал с 1881 года, обретение почерка и осмысленные поэтические опыты можно отнести к 1892 году, к знакомству с французскими символистами. Покорённый эстетикой упадка и сложными стихотворными метрами, Брюсов полностью погрузился в мир поэзии. Ещё в студенческую пору в 1894–1895 гг. он издал три небольших сборника стихов русских символистов, которые… почти все написал сам под разными псевдонимами.

  Критика восприняла сборники как литературный курьёз. Особенно эпатировал публику брюсовский моностих «О закрой свои бледные ноги». Однострочное произведение принесло Брюсову скандальную известность и репутацию главного декадента России. Сборник «Шедевры», вышедший в 1896 году, критика единодушно отвергла. Началась многолетняя борьба Брюсова за признание символистской поэзии.

  В 1894 году состоялось знакомство Брюсова с К. Д. Бальмонтом, которое переросло в прочную дружбу. В конце века сформировалась группа поэтов-декадентов, – Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, К. К. Случевский, З. Н. Гиппиус и другие, – но широкого признания они не имели.

 Брюсов деятельно продвигал символизм в образованных кругах общества. Он стал одним из руководителей издательства «Скорпион», организатором альманаха «Северные цветы», инициатором и редактором журнала «Весы» – главных рупоров русского символизма. В начале века произошёл перелом и в личном творчестве поэта. Он отказался от крайностей эгоцентризма, расширил тематику, усовершенствовал стилистические приёмы. Сборники «Urbi et Orbi» (1903) и особенно «Stephanos (Венок)» (1905) раскрыли Брюсова как весьма даровитого поэта, прекрасно ориентировавшегося во всех тонкостях стихосложения. Критики писали, что «у Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». Теперь символизм безусловно признавался читающей публикой, войдя в литературную моду.

  Перед Брюсовым открылись двери самых популярных журналов – «Современный мир», «Образование», «Русская мысль». После 1910 года Брюсов отошёл от символистской эстетики, для утверждения которой он приложил столько сил. В его творчестве крепли рационалистические начала, широкий взгляд на культуру, а с годами интерес писателя вообще сместился от поэзии к прозе. Его романы были написаны преимущественно в историческом жанре. Лучший из них – написанный в 1908 году «Огненный ангел» – повествовал о жизни Германии эпохи Реформации.

  Начало Первой мировой войны Брюсов встретил с воодушевлением. Он отправился на фронт в качестве корреспондента «Русских ведомостей». Однако постепенно энтузиазм схлынул, пришло разочарование, что отразилось на творчестве. Убывание поэтических сил отчётливо прослеживается по сборнику 1917 года «Девятая Камена». Революцию 1917 года поэт принял как «океан народной власти»: в отличие от многих героев Серебряного века он сразу признал власть большевиков и активно включился в построение советской литературы.

  Брюсов отличался удивительной работоспособностью, и его литературная деятельность была очень многогранна. Он много и успешно занимался переводами. В литературной критике Брюсов сделал себе имя как крупнейший пушкинист, посвятив разным аспектам творчества Александра Сергеевича несколько десятков статей. Как литературовед, Брюсов занимался поэтикой стиха, теоретическими вопросами стихосложения.

  Некоторые произведения Брюсова положены на музыку. Среди композиторов, покорённых его поэзией, можно назвать С.В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Р. М. Глиэра, А. А. Крейна и др. В начале 1990-х гг. тема Брюсова всплыла в отечественном кино: по его повести «Последние страницы из дневника женщины» и циклу рассказов «Земная ось» сняли несколько фильмов.

  В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно»). И главным действующим лицом в его поэзии является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек.

  Валерий Брюсов сделал для русской поэзии многое, но хотел сделать еще больше. Не зря он говорил: «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня». К числу его заслуг относятся не только создание символизма, открытие новых имен и популяризация поэзии, но и, собственно, его стихи, которые должны наконец прийти к широкому читателю. При этом важно оставить в прошлом стереотипное мнение о Брюсове как о поэте «книжном» и элитарном. В поэзии строгого мэтра есть место и чувству, и эксперименту, и поэтическому дыханию, свободному от книжной пыли.