Новости

«Первый из героев-земляков» (12+)

 «Первый из героев-земляков»                            (12+) 07.12.2024
Вахта памяти ко Дню Героев Отечества, посвящённая 115-летию со дня рождения Героя Советского Союза Локтионова Андрея Фёдоровича

«Сегодня мамин день!» (0+)

  «Сегодня мамин день!»                                (0+) 26.11.2024
Беседа-викторина у книжной выставки ко Дню матери

"Это мамин праздник, это мамин день!"

"Это мамин праздник, это мамин день!" 22.11.2024
Конкурсно-развлекательная программа

Павленковские библиотеки


Дайджест Малоархангельские Павленковские библиотеки

Архаровская сельская библиотека-филиал

Ленинская сельская библиотека-филиал

Луковская сельская библиотека-филиал

Первомайская сельская библиотека-филиал



 Малоархангельские Павленковские библиотеки: хроника событий

1901 год, Февраль

Малоархангельская уездная земская управа обратилась к орловскому губернатору с просьбой разрешить открытие народных библиотек-читален в Малоархангельском уезде.

(Агошков В. И. "Малоархангельские истоки" — Орел,1999. — С.167.)

1902 Январь, 7

Приговор волостного схода Луковской волости:

«Мы, нижеподписавшиеся, сельские старосты, сборщики податей, волостные и выборные судьи, имеющие правоголоса на сходе в собрании из числа 173 человек имели об устройстве библиотеки в здании волостного правления ипоговоря между собой, постановили: на оборудование — библиотеки необходимым инвентарем ассигновать тридцать пять рублей и на добавочное жалование писцу, которому будет поручена выдача книг, по шестидесяти рублей ежегодно».

(Агошков В. И. «Малоархангельские истоки» — Орел, 1999 — С.167.)

1903

Год образования Ивановской Павленковской библиотеки-читальни. Первый библиотекарь — прапорщик запаса М.Г. Косиков.

(ГАОО. Ф580. Ст. 2. Д. 2636)

1904

Год образования Александровской (Ленинской) Павленковской библиотеки-читальни. Первый библиотекарь-писец Александровского волостного правления Н. К. Яськов.

(ГАОО. Ф580. Ст.2. Д. 2636)

1906

В Луковской библиотеке:

книг — 286;читателей — 98;выдано — 213

В Ивановской библиотеке:

книг — 162;читателей — 140;выдано — 144

В Александровской библиотеке:

книг — 160;читателей — 198;выдано — 168.

1920 — 1930-е г.г.

Открываются избы-читальни после разрухи Первой мировой и Гражданской войн.

(Шалимова Н. Луковская сельская библиотека. — М., 1940)

1929

Наталья Дмитриевна Шалимова едет в Москву на совещание сельских библиотекарей и встречается там с Н. К. Крупской.

1945 — 1952 гг.

Восстановление сельских библиотек после Великой Отечественной войны.

1972

Александровская сельская библиотека переезжает в современное здание Дома культуры.

1973

В Луковскую сельскую библиотеку поступает на работу Раиса Александровна Юдина.

Август, 1

Год организации Малоархангельской ЦБС:

Луковская сельская библиотека стала Луковским с. ф. (сельским филиалом) №5;Александровская сельская библиотека стала Ленинским с. ф. №15;Архаровская сельская библиотека стала с. ф. №14;Ивановская сельская библиотека стала Первомайский с. ф. №7.

(Тетрадь приказов Малоархангельской ЦБС)

1982 Июль

Луковская сельская библиотека переезжает в здание, которое занимает в настоящее время.

1995

В Александровскую библиотеку поступила на работу Комракова Татьяна Владимировна, лидер Павленковского движения в районе.

2000Ноябрь

В Луковской библиотеке проведена школа мастерства «Милосердие и книга».

(Эминбейли О. «Берегите старых людей»//Звезда.-2000 — 5 дек. — С.2)

2001 Август, 31

В Архаровской библиотеке прошло выездное заседание школы мастерства, посвящённое краеведческой деятельности сельских библиотек.

(Егорова О. «Долг, завещанный от Бога» //Звезда. — 2001 — 14 сент. — С.2)

2002 Декабрь

На Совете при директоре было принято решение создать Малоархангельское отделение Орловского филиала Содружества Павленковских библиотек. Куратором (председателем отделения) выбрана Л.В. Павлова, директор Малоархангельской ЦБС.

2004

Ленинская сельская библиотека торжественно отметила 100-летний юбилей библиотеки.

(Эминбейли О. И живет библиотека дольше века// Звезда. — 2004. — 8 окт. — С.2)

2009Июль

Малоархангельская районная библиотека переезжает в новое здание.


Подготовила О. Егорова, библиотекарь ГБ

 


 

Ленинская сельская библиотека-филиал.


О краеведении и сельской топонимике

                                                                                                                                              Комракова Т. В.,

библиотекарь Ленинской сельской библиотеки,

имеющей статус "Павленковская библиотека",

д. Александровка Малоархангельского района


 Чуть к югу от центра Среднерусской возвышенности, где-то на равном удалении от Курска и Орла, стоит небольшой районный городок Малоархангельск – местный административный и культурный центр.

 И если поехать от него на северо-восток, миновать старый Беленький пруд, оставить справа Онегинский лес, а слева небольшую берёзовую рощу, то прямёхонько попадёшь к нам, в Александровку.

  Как живёт местный житель? Из посещаемых мест остались только магазин, дом культуры, да библиотека.

  А начала своё существование библиотека-читальня имени Павленкова при Александровском волостном правлении в далёком 1904 году. Тогда на фонд библиотеки было выделено 50 рублей – тех самых, завещанных Ф. Ф. Павленковым.

  За 111 лет библиотека пережила вместе с народом множество бед, перемен и переездов. Были трудности во время Первой мировой, Гражданской войн и первых лет становления Советской власти. Закрывалась она в годы Великой Отечественной войны, уничтожившей многие архивные данные, в т.ч. и о библиотеке.

  Но с лёгкой руки Ф. Ф. Павленкова существует по сей день.

  Бегут охотно сюда ребятишки всех возрастов, приходит молодёжь, да и население постарше заглядывает выбрать книгу по душе, поучаствовать в мероприятиях и просто пообщаться.

  Краеведение – одно из приоритетных направлений моей работы. Я считаю, что краеведение – это форма познания мира. Оно будит интерес и уважение к истокам, к истории, к родной земле и её природным особенностям.

  Как не на посиделках «Здесь всё моё, и я отсюда родом» поговорить о родной земле. Где бы мы ни были, куда бы не забросила нас жизнь, и в горе, и в радости для нас самое дорогое и святое – это Родина. Здесь забывается усталость, неверие и зло, здесь легко дышится, потому что родной край будто окропляет живой водой. Человек без этого маленького кусочка земли просто ничто...

 Чувство ответственности перед историей своего края не возникает в человеке само по себе. Его нужно воспитывать с детства, пока ребёнок доверчив и любознателен. И здесь детям предложено поучаствовать в конкурсе рисунков «Любимые уголки родного края».

  Живших до нас мы знаем по сказаниям и легендам, а также благодаря множеству красивых, малоизвестных юным читателям, вещей.

  Уголок крестьянского быта в библиотеке – своеобразный мини-музей предметов старины. Юные посетители не только слышат рассказ «Свидетельства давно минувшего», а также видят своими глазами валёк, прялку, рубель, лапти и др. экспонаты. И даже могут прикоснуться к старине своими руками. Увидев гончарные изделия, нетрудно представить, как «…на ярмарку в Малоархангельск едут гнилушенские гончары. Спешившись у крутого спуска к мосту и взяв лошадей под уздцы, ездоки медленно спускали их под гору, удерживая вместе с лошадьми навьюченные возы с горшками и кувшинами, с глиняными чашками и разными другими поделками…» (Н. Тетерев. «В городе моей юности»). И хотя мастеров уже не осталось, как не найдёшь гончарных кругов и глинообжигающих печей, но сохранились некоторые образцы. Здесь же, в Уголке и полотенца-рушники, бережно вышитые крестиком и гладью женщинами, когда-то проживавшими тут. Это, может быть, и не орловский спис, но в каждый вложены любовь и душа.

  Уходят в прошлое имена и фамилии умельцев, но предметы хранят память о них вечно.

 А мы теперь с юными читателями пытаемся освоить вышивку на занятиях кружка «Мастерская Марьи Искусницы». В некотором смысле, этот кружок тоже воспитывает юных краеведов. Безграничный мир детской фантазии позволяет создавать также настоящие творения и из бумаги, пластилина, природного материала.

  С обрядами и обычаями наших предков можно познакомиться на краеведческих уроках, таких как «Ладушки, ладушки, как жили наши бабушки?».

  Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого – с нашего дома, улицы, села, в котором живём, откуда открывается дверь в большой и светлый мир – Родину.

  Нравятся читателям, в частности юным, заочные экскурсии «Пойдём в мой край…» – просмотр фотоматериалов из альбома «Всему начало здесь, в родном краю».

  В течении года действует книжно-иллюстративная выставка «Я большой России малая росинка», материал с которой бывает регулярно востребован учащимися и студентами.

  Ведутся разыскания в области местной топонимики. К сожалению, литературы по местному краеведению не много, а порой хочется знать больше. И тут на помощь приходят бабушки и дедушки – это цикл бесед «Чтобы помнить, откуда я родом». О чём только не рассказывают старожилы! Как много легенд сохранилось, которые передавались из уст в уста их предками. Вслушайтесь, разве не интересно звучит: Алёшин сад, Волчий шлях, Марьин колодец, Наумкин овраг, Заячья лужа, Майская зорька, Ливадия. В деревнях до сих пор каждый уголок имеет своё название…

  Да и почему, собственно, Александровка? Откуда это название?

  Где сейчас расположена деревня раньше был лес – территория, принадлежавшая князю Куракину. Князь, желая увеличить свой доход, обменял часть своей охотничьей своры на крестьян. Людей брал из разных мест, отсюда и такое разнообразие фамилий. По одной версии Александровка была основана в Александров день (12 сентября), поэтому этот праздник здесь чтут, считая престольным. По другой легенде, в Александровке жило много Александров. Кстати, это имя распространено и по сей день. А ещё считают, что первым жителем был Александр.

  Севернее Александровки есть село Никольское, где раньше была Никольская церковь (одна из самых крупных в губернии). Батюшка жил напротив теперешнего кладбища. Это был образованный человек, имел богатое хозяйство, большой сад. При Советской власти поп был репрессирован, приход закрыли. В церкви сделали зернохранилище. Постепенно церковь разобрали на кирпичи для малоархангельского пенькозавода. Поместье заросло бурьяном. А это место и сейчас называют Поповкой.

  Живописно местечко – лесок Ливадия. Помещики в своё время сделали его местом отдыха и назвали его так по Ливадии – известной даче Николая II в Крыму. Это место до сих пор является излюбленным местом отдыха местного и приезжего населения.

  Лес Мурашиха. Его название похоже на Муравский шлях. Не исключено, что в древности вокруг леса проходила одна из дорог, поскольку место обладает великолепным свойством, присущим большим шляхам: быть видимым на много вёрст вперёд. Не менее правдоподобна легенда о том, что тогда по лесам шастала разбойничья банда во главе с дедом Мурашом и грабила проезжающих – совершала набеги на богачей.

  А в Алёшином саду, где жил дед Сысой и сейчас можно яблочка отведать и вишней полакомиться.

  Нам стало известно, что Наумкин овраг назван так потому, что здесь когда-то жил зажиточный крестьянин по имени Наум, а едва заметные кирпичи в зарослях деревьев – то место, где стоял его дом.

  Марьин колодец. Легенда гласит: захотелось Марьюшке, работавшей в поле, водицы испить. Подошла женщина к срубу, а вода – глубоко, наклонилась, и неведомая сила утащила её на дно. И крикнуть Марья не успела – поглотил её колодец, и тела не нашли…

  Глубоко проникнуть в тайну названий не всегда получается, но это даёт возможность мыслить, искать и находить.

  Боевая слава Отечества – основа воспитания патриотизма. 70 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но память о её суровых днях жива и поныне. Она живёт в каждой семье, куда не вернулся солдат с фронта. Герои не умирают, они навсегда остаются в наших сердцах. Об этом свидетельствуют ежегодные Митинги в день 9 мая на Братском захоронении д. Александровка.

  К Дню освобождения Орловщины от немецко-фашистских захватчиков проведена познавательная беседа «Вклад орловцев в Победу: Орловско- Курская битва».

  Ко Дню города приурочена викторина «Малый город – большая история».

  Знают читатели имена земляков-Героев Советского Союза Н. И. Яшина, И. Л. Федякова, чьи бюсты можно увидеть на территории дома культуры. О них познавательный час «Земляки-герои».

  Ещё совсем недавно, когда были живы ветераны, в День Победы проходило Чествование ветеранов на дому. Теперь посещаем тех, кого называют «несовершеннолетние узники». (Встреча «Тропинками войны ушло их детство»). Некоторым из них в ту пору было столько же, сколько школьникам сейчас.

  Действует книжная выставка «Летопись великой битвы», один из разделов которой называется «Отголоски войны». Здесь помещено то, что до сих пор находят в полях и лесах местные жители – осколки от снарядов, гильзы.

  Интересно, торжественно прошёл конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим», в котором участвовали школьники.

  Молодому поколению должна быть небезразлична жизнь наших предков, их военные подвиги, о которых можно найти материалы в папке-летописи «Моя малая Родина».

  Мы живём в Орловской области, богатой литературными традициями. Читатели знают И. С. Тургенева и Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева и других писателей-земляков. С детьми заочно путешествуем по литературному Орлу, гуляем тропами Бежина луга, пытаемся ощутить аромат антоновских яблок, представляем выдуманную автором подкованную блоху.

  Любовь к родной природе – первый душевный импульс, побуждающий читателя обращаться к изучению малой Родины. Человек с детства узнаёт, что природа воздаёт сторицей людям за любовь к ней и мстит за небрежение и безразличие. И эколого-краеведческая работа также в центре внимания библиотеки. Экологические уроки «Будь природе другом» пополняет знания читателей в области экологии, в том числе и нашей местности. Растение за растением увеличивается гербарий «Растения нашего села».

  Хочется, чтобы из года в год в зарослях ивняка и размашистых ветвях ракит, низко спустивших зелёные ветви над водами местных речушек, распевали свои многоголосые песни орловские соловьи.

  Работа по краеведению нужная, интересная и всегда будет востребована. Сближаясь с историей и народной культурой, мы становимся добрее и внимательнее друг к другу.

  По-настоящему глубоко и преданно может любить свою Родину тот, кто знает свой край, любит свою землю