Новости

«Конституция на страже моих прав» (12+)

«Конституция на страже моих прав»                          (12+) 13.12.2024
Экскурс в историю ко Дню Конституции Российской Федерации

2024-11-07 11:42:08

"Если ты можешь что-то дать людям..."

   Антонина Дмитриевна Коптяева — замечательная русская советская писательница, общественный деятель, лауреат Сталинской премии, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов и "Знак Почёта".

   Ей было уготовано прожить большую жизнь. Практически весь ХХ век пролетел на её глазах за 82 года, отмеренных ей судьбой. О многом из того, что выпало на её долю, она рассказала в своих книгах, особенно в ряде проникновенных очерков, в которых писала о времени, о себе, о творчестве, о поездках по Дальнему Востоку, Сибири, Уралу, Прибалтике, о коренных народах и тружениках, населяющих эти края, об их истории и культуре. При этом всё то, о чём она поведала на страницах этих произведений, было неизменно пропущено через пылкое, любящее и сопереживающее сердце — сердце неравнодушной женщины, писателя, патриота земли русской...

   Детство будущей писательницы на дальнем и глухом прииске Южный Зейского района Амурской области было тяжёлым и голодным. Отца убили китайцы-хунхузы, или, проще говоря, бандиты, промышлявшие в тех местах грабежами и разбоями, и матери пришлось одной воспитывать троих детей, работая то на подёнщине на чужих огородах, то прачкой и стряпухой в артели землекопов, то поломойкой в конторе «Союззолото». Среди детей Антонина была старшей, а посему должна успевать помогать матери не только по дому, но и выходить вместе с ней на работу по найму.

   О том, какими были годы её взросления, Антонина Дмитриевна расскажет в очерке «Края родные». В 1926 году Коптяева в поисках заработка, попросту куска хлеба, ушла на Алданские прииски в Якутию. Оставила седьмой класс школы и отправилась в тайгу.

   Будучи человеком восприимчивым, впечатлительным, не лишённым фантазии и образного мышления, с молодых лет Антонина ощущала в себе потребность к творческой самореализации. Поначалу это были стихотворные опыты. Но они не отвечали её стремлению к более подробному отображению действительности. Не могли они в должной мере показать и те наблюдения за повседневностью и удивительными, такими разными и интересными людьми, старателями и умельцами, рабочими и интеллигентами из народа, встречавшимися ей тогда и покорявшими её своими дарованиями, житейскими мудростью и красой. Явно был необходим более широкий простор, и она его найдёт, обратившись к прозе.

   Первую повесть Коптяева напишет в 1936 году на Колыме на чисто местном материале. Да и название она получит соответствующее — «Колымское золото». Основанием же к написанию повести послужит встреча с человеком необычайной судьбы хирургом Иваном Ивановичем Киселёвым, посвятившим себя служению людям, живущим в этом крае вечной мерзлоты. Впоследствии из впечатлений и воспоминаний от общения с этим подвижником у писательницы родится и замысел её, пожалуй, лучшего произведения — трилогии о докторе Аржанове.

   Кстати, способность замечать людей неординарных, находить с ними общий язык и завязывать отношения сослужит писательнице добрую службу. Благодаря этому чутью и прозорливому глазу она найдёт характерные и запоминающиеся образы для своих книг, где-то собирательные, а порой и буквально под копирку списанные с конкретных личностей. В своих же художественно-публицистических очерках писательница будет рассказывать о реальных людях с подлинными именами, известных и неизвестных, но, без сомнения, заслуживающих писательского внимания.

  Вообще же за более чем полувековой период творчества Антонине Дмитриевне повстречалось немало известных, имевших славу, порой даже всесоюзную, людей. И она умела с ними общаться и поддерживать отношения, при этом ни перед кем не заискивая и не преследуя личных интересов. Да и, собственно, интерес у неё был один: сугубо творческий, писательский — увидеть и познать те явления, события, факты, познакомиться и узнать тех людей, о которых можно будет написать.

  С конца 1930-х годов Антонина Коптяева начинает работать над романом «Фарт» — о жизни золотых приисков Сибири того времени. В основу книги лягут ранее написанные «Были Алдана», сборник рассказов-воспоминаний приискателей-алданцев.

   Работая над романом «Фарт», писательница остро столкнётся с пониманием того, что ей реально не хватает знаний, а, следовательно, существует необходимость в обучении и получении специального образования. Это осознание укрепится в ней особенно тогда, когда она весной 1939 года в Москве, куда её пригласят редакции двух журналов — «Октябрь» и «Красная новь», заинтересовавшиеся отправленным им романом, услышит слова главного редактора журнала «Октябрь», автора знаменитых «Брусков», прочитавшего её «Фарт» Ф.И. Панфёрова: «Вы талантливы, но вам надо учиться. Почему бы вам не поступить в Литературный институт?»

   Эта знаменательная встреча с одним из самых популярных литераторов того времени, в буквальном смысле, перевернёт всю её дальнейшую сознательную и творческую жизнь.

  Мысль об учёбе и раньше одолевала Антонину Дмитриевну, поэтому слова Панфёрова только ускорили решение. И вот заветная мечта осуществилась: успешно пройден творческий конкурс, выдержаны экзамены, причём по истории и литературе — на «отлично». Тридцатилетняя женщина приходит в студенческую аудиторию и настойчиво, упорно начинает овладевать знаниями и оттачивать своё художественное мастерство. Роман «Товарищ Анна» станет её дипломной работой.

  Поглощённая учебным процессом, писательница изредка будет бывать в редакции журнала «Октябрь». И редактор, относившийся к ней «дружески, заботливо», и чьё «тёплое внимание помогало преодолевать трудности, внушало веру в свои силы», однажды станет для неё не просто старшим товарищем и другом. Появится иное чувство, придёт «огромная, беспокойная любовь».

   Годы совместной жизни с Фёдором Ивановичем Панфёровым стали для Антонины Дмитриевны самыми счастливыми и радостными. Они были во всех отношениях прекрасной парой: умели любить, ценить и поддерживать свои отношения. Злой рок разлучит А.Д. Коптяеву с Ф.И. Панфёровым в сентябре 1960 года, за десять дней до его шестьдесят четвёртого дня рождения. Тяжёлая болезнь окажется сильнее усилий лучших медицинских светил, и наступит час прощания — прощания навсегда. Душевный надлом, вызванный уходом в мир иной самого близкого и родного человека, будет уже непреодолим. Жизнь же продолжит идти своим чередом: бесконечные планы, поездки, встречи, новые задумки, сюжеты, одним словом — работа, как стержень и смысл присутствия на этой земле, не даст писательнице жить только воспоминаниями.

   К написанию трилогии о советских медиках, состоящей из романов «Иван Иванович», «Дружба», «Дерзание», Коптяева подошла не сразу, а лишь после того, как приобрела немалый багаж жизненных впечатлений, в котором оказались и многолетняя работа на Дальнем Севере, на приисках Колымы и на побережье Охотского моря, и испытания Великой Отечественной войны, и поездки в бессмертный Сталинград, и, конечно, приобретённый практический литературный опыт, помноженный на возраставшее с годами художественное мастерство. Потому-то обращение к этой теме и десятилетний труд не прошли напрасно: трилогия получилась в самом деле удачной, содержательной, заставляющей обращаться к далеко не праздным размышлениям.

  Создавая трилогию, оставалась верна Антонина Коптяева и теме роста сознательности человека труда, его идейного и духовно-нравственного преображения и превращения в подлинного хозяина над всеми процессами жизнедеятельности в родном социалистическом государстве.

  Трилогия о талантливом враче-хирурге, масштабная по охвату событий, смело решавшая проблемы любви и долга, семьи и брака, дружбы и призвания, личного счастья и общественно-полезной деятельности, имела успех и вызвала волну дискуссий как в нашей стране, так и за рубежом. За роман «Иван Иванович» в 1950 году писательнице присуждают Сталинскую премию третьей степени.

  Находясь в постоянном поиске, вникая во многие процессы повседневности, с большим интересом восприняла Антонина Дмитриевна события, связанные с вводом в эксплуатацию в военном 1944 году скважины Туймазинского нефтяного месторождения на границе Башкирии и Татарии. Тогда и родился у неё замысел написания романа о нефтяниках. Но осуществится он не скоро: полным ходом шла работа над романами трилогии о советских медиках, да и не было пока в багаже живого материала о сути и особенностях трудовой деятельности нефтедобытчиков. Так, не сразу, но она двинется в путь к нефтяным промыслам Поволжья. Ей удастся детально изучить работу промыслов и нефтеперерабатывающих заводов, повстречаться с рабочими, инженерами, партийными работниками, ставшими прототипами её романа «Дар земли», увидевшего свет в 1963 году.

  Над трилогией (незавершённой) «Урал-река» писательница начала работать после того, как детально изучила архивные материалы об обороне Оренбурга от белоказаков атамана Дутова. Так родилась первая книга этого романа-эпопеи. Впервые она была опубликована в номерах журнала «Урал» за март — июнь 1969 года. Через год за написание этого произведения Коптяева будет отмечена поощрительной премией ВЦСПС и Союза писателей СССР.

   Даже десятилетия не хватит Антонине Дмитриевне для раскрытия её писательской задумки об отображении героических и драматических событий на оренбургской земле в те грозные революционные годы, развивавшихся по ходу движения единой сюжетной линии, в центре которой была судьба рабочей семьи Наследовых. Вторая книга трилогии увидит свет в 1980 году. Третью книгу некоторое время спустя начнёт печатать журнал «Молодая гвардия»… Однако годы начнут брать своё, и творческим планам не суждено будет осуществиться.

  Её призванием, наполненным творческой страстью, делом всей жизни был писательский труд. И результаты его внушительны — нам оставлено богатое наследие, заслуживающее внимания и приобщения к нему новых читателей.

 

В фонде библиотеки есть книги Антонины Коптяевой.

 

Иван Иванович: роман / А. Коптяева. – Москва : Современник, 1984. – 398 с. – (Сыновья века). – Текст: непосредственный.

Роман "Иван Иванович" был начат писатель­ницей в дни Великой Отечественной войны, закончен и опубликован в 1949 году. Это произведение рассказывает о жизни замеча­тельного человека, коммуниста Ивана Ива­новича Аржанова, смело и беззаветно ищущего новые пути в медицине, отстаивающего свои убеждения. Иван Ивано­вич работает в глубинке. Преданность своему делу — основная тема романа. Сразу по выходе эта книга получила громадную популярность среди миллионов советских читателей и была отмечена Государствен­ной премией СССР.

 

 

 

 


Дружба: роман/ А. Коптяева.  

Роман «Дружба» рассказывает о героической работе советских хирургов в период Сталинградской битвы.

 

 

 

 

 

 




Дерзание: роман / А. Коптяева. – Москва : «Известия», 1985. – 510 с. – (Библиотека «Дружбы народов»). – Текст: непосредственный.

«Дерзание» — последняя книга трилогии о докторе Аржа­нове (две первые — романы «Иван Иванович» и «Дружба»), Перипетии жизни своего героя А. Коптяева изображает в ис­торически конкретных обстоятельствах жизни советского на­рода. Действие романа происходит в послевоенное время. Глав­ный герой Иван Иванович Аржанов работает в Москве, одним из первых он дерзает проводить операции на сердце. Работа Ивана Ивановича, его одержимость делом, которому он служит, привлекает к нему симпатии читателей.

 

 


Уважаемые читатели! Приглашаем на абонемент МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека Малоархангельского района» за книгами Антонины Коптяевой.