Новости

«Читаем книги Альберта Лиханова о войне» (12+)

«Читаем книги Альберта Лиханова о войне»        (12+) 16.09.2025
Урок мужества к 90-летию со дня рождения русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова

"Трехцветный гордый Отечества флаг"

"Трехцветный гордый Отечества флаг" 23.08.2025
Час государственной символики

"Флаг России - наша гордость"

"Флаг России - наша гордость" 23.08.2025
Познавательный час

2025-09-16 09:47:57

«Читаем книги Альберта Лиханова о войне» (12+)

    К 90-летию со дня рождения известного русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова в районной детской библиотеке-филиале у книжно-журнальной выставки был проведён урок мужества "Читаем книги Альберта Лиханова о войне", для детей, посетивших библиотеку. Присутствующие познакомились с биографическими данными автора и его произведениями. Они узнали, что А. А. Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. Мама, Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях.

   Отец отца, Николай Михайлович был бухгалтером на железной дороге. А вот отец деда, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, крещён в Храме Михаила Архангела в Михайловском замке и дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке, прервав, таким образом, свою петербургскую историю.

   Альберт Лиханов после окончания школы уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Потом возвращается в Киров и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Чуть позже он станет главным редактором газеты «Комсомольское племя» в Кирове. В 1964 году был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирске.

   Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, и ему сопутствует удача. Журнал «Юность» печатает его первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962 г.). Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

   Несколько позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» - сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет - Главным редактором. Работа в молодёжном журнале подарила Альберту Лиханову большой опыт общения с детьми и подростками, позволила ему быть в гуще событий, «изнутри» узнать насущные проблемы молодёжи, их мечты и надежды.

   Центральной темой произведений Лиханова стало становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. К таким произведениям относятся «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно», «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», «Солнечное затмение», «Никто» и другие.

   Проза Лиханова жёстка, порой жестока, но ведь такова наша жизнь, как бы говорит писатель, считая главным смыслом своего литературного труда - подготовку растущего человека к преодолению трудностей, даже тягот, которые выпадают на долю совершенно ещё невзрослых людей.

   Тема войны близка автору, его детство выпало на эти нелёгкие годы. Он жил в маленьком тыловом городке, где не было жестоких боёв, не летали вражеские бомбардировщики, однако ему не удалось избежать всех трудностей войны. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном конкурсе для раненых. Отец будущего писателя воевал на фронте, к счастью он не погиб, раненый, но живой он вернулся к своему 10-летнему сыну.
   Лиханов пишет войну детскими глазами, стремясь лишь к одному - точности и неподкупности детской памяти: "Когда я стал взрослым, понял, что ощущать горестность бытия предстоит всю оставшуюся жизнь, я решил посвятить свои усилия слабым. Слабые – дети и старики. Они равны своим бессилием. Но это слишком тяжкая беда и непосильная ноша. Я выбрал детей. Мне ближе их непонимание зла. Их беззащитность".

   Роман «Русские мальчики» включает в себя 13 книг, в которые вошли тринадцать повестей: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Детская библиотека», «Последние холода», «Кикимора», «Магазин ненаглядных пособий», «Крёсна», «Лежачих не бьют», «Те, кто до нас», «Джордж из Динки джаза», «Цирковые циркачи», «Фулюган с большой дороги». Они рассказывают о том, как жили солдатские дети и дети войны, как тревожились о воюющих отцах и старших братьях, как мёрзли и голодали, как дружили и помогали друг другу.

   Повесть "Последние холода" была написана спустя почти 40 лет после окончания войны в 1984 году. Жизнь в тылу. Карточки, голодные дети, шпана, столовые дополнительного питания, тиф. Об этом Лиханов рассказывает честно.

  У повести есть авторское посвящение: "Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети".

  Скоро заканчивается война, многие дети голодают, страдают, несут потери, совершенно невосполнимые, но многим из них удается в этих страданиях сохранить достоинство, благородство, честь.

  В Кирове, где жили Лихановы во время войны, была организована столовая дополнительного питания для дистрофиков – детей, страдающих малокровием. Ходил туда и будущий писатель. Местные ребята, у которых "пропуска" в столовую не было, проникали в столовую и просили оставить им немного еды, а иногда отнимали её. Эти голодные детские глаза и слова: "мальчик, оставь!.." врубились в память навечно.

   Главный герой мальчик Коля заканчивает начальную школу. Отец на фронте. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Мама и бабушка стараются как могут его подкормить, мама даже сдавала кровь, чтобы приобрести масло.

   Для поддержки детей в школах выдаются талоны на дополнительное питание в городских столовых. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул. Восьмая столовая, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города.

   Здесь он знакомится с эвакуированным Вадиком и его маленькой сестрой Марьей. Они остались одни, отец у них погиб, мать лежит в госпитале с тифом. Талоны на питание девочка потеряла, но за помощью они не обращаются, боясь, что об их плачевном положении узнает мама, а ведь ей нельзя расстраиваться. Перед 12-летним Вадиком стоят задачи: выжить, прокормить сестру, себя и хоть, что-то отправить маме. Каждый день они пишут ей письма, что у них всё хорошо. Дружба Коли с этими ребятами научит его увидеть и понять многое.

   Гениальная фраза А. Лиханова: "Война умирала нехотя" - подкрепляется страшным конкретным примером: незадолго до Дня Победы умирает в госпитале их мама, становясь одной из последних жертв кровавого лихолетья. Война, "умирая", заставляла понимать, что так просто она не сдастся, что будет по-прежнему терзать, если не физически, то морально. Повесть написана в форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях. В 1993 году по повести был поставлен одноимённый фильм.

  Повесть «Крутые горы» – это размышления маленького человека о том, что происходит вокруг, тревоги – за отца и за маму, за страдающую Родину. Что такое война? Что нужно делать? Как поступать правильно? Как помочь взрослым пережить эту беду? Колька и его друг Вовка Крошкин решают шить кисеты для солдат, а одноклассники помогают наполнить их табаком – вот их реальный вклад в Победу. В повести поднимаются проблемы становления характера и нравственного воспитания подростка.

  Повесть «Кикимора» подводит читателя к мысли о том, что главное в жизни – это добро и сострадание. В провинциальном городке после войны жизнь мальчика переплетается с историей живущего рядом конюха по имени Мирон и его лошади Машки, которую хозяин избивает с неоправданной жестокостью.. Повесть о том, как под воздействием жизненных обстоятельств человек превращается в злобную Кикимору, о том, как относится к таким людям, и, конечно, о детстве, столкнувшемся с такой Кикиморой, но сумевшем её пожалеть и, самое главное, не озлобиться самому. «У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна на все времена».

  В повести «Крёсна» автор рассказывает о жизни мальчишек и девчонок, которые пошли в школу в трудное военное время. Их пожилая учительница, крёстная очень многих своих бывших учеников, как может, оберегает, наставляет, хранит, скрашивает их существование, отдаёт им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница начальных классов Анна Николаевна как бы становится крёстной всему классу. Она – главная героиня многих повестей Альберта Лиханова. Это его первая учительница, Аполлинария Николаевна Тепляшина. И эту повесть писатель посвятил ей.

  Благородная память о войне – одна из важнейших идей прозы писателя – необходима нынешним поколениям для духовного созревания и личностного становления. Все книги Лиханова про войну написаны для будущих поколений – чтобы помнили. Но помнить стоит не только подвиги на фронте и на производстве, но и тот тихий бесконечный подвиг, который совершили мамы, бабушки, тёти, воспитатели и учителя, сохранив детство ребятишкам военной поры.

   Все годы своего литературного становления А. А. Лиханов ведёт большую общественную работу - избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). В 1991 году при его участии был учреждён Российский детский фонд, оказывающий благотворительную помощь малоимущим семьям, детям-инвалидам и сиротам, семейным детским домам.

   Альберт Лиханов награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней, Орденом Дружбы, Орденом Почёта. Имел множество наград иностранных государств. Трижды был признан «Человеком года» в России и США, входил в почётный список «Выдающиеся европейцы XXI века». Умер 25 декабря 2021 года.


Главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала Ревякина М.Н.