Новости

«Иллюстратор любимых книг детства» (0+)

«Иллюстратор любимых книг детства»        (0+) 20.09.2025
Познавательный час к 105-летию со дня рождения русского художника-иллюстратора Леонида Викторовича Владимирского

«Читаем книги Альберта Лиханова о войне» (12+)

«Читаем книги Альберта Лиханова о войне»        (12+) 16.09.2025
Урок мужества к 90-летию со дня рождения русского писателя Альберта Анатольевича Лиханова

"Трехцветный гордый Отечества флаг"

"Трехцветный гордый Отечества флаг" 23.08.2025
Час государственной символики

2025-09-20 15:39:03

«Иллюстратор любимых книг детства» (0+)

   Как известно, дети любят рассматривать картинки. Глядя на них, ребёнок представляет себе всё происходящее, и иллюстрация иногда имеет гораздо большее значение, чем текст. Плохо иллюстрированная детская книга для ребёнка неинтересна, а потому и нечитаема.

    Детские книги оформляло немало талантливых художников. У каждого из них своё видение мира, своя художественная манера и неповторимый стиль, одно и то же произведение может раскрываться по-разному в творчестве каждого мастера. Но одно можно сказать точно – на книгах с их иллюстрациями выросло не одно поколение юных читателей.

    Старейший художник-иллюстратор детской книги Леонид Владимирский хорошо известен в нашей стране. Большое количество детей выросло на его иллюстрациях к книгам "Приключения Буратино" А. Толстого, «Волшебник Изумрудного города», «Огненный бог марранов», «Жёлтый туман» А. Волкова и многих других. Яркие, выразительные и добрые иллюстрации Л. Владимирского привлекают маленьких читателей и остаются незабываемыми для взрослых.

    В районной детской библиотеке-филиале, к юбилею художника, у книжно-иллюстративной выставки состоялся познавательный час «Иллюстратор любимых книг детства». По слайдам презентации дети узнали, что Леонид Владимирский родился в Москве 21 сентября 1920 года. Вырос на Арбате, его мать была врачом, а отец - экономистом. Мальчик любил читать (в доме всегда было много книг) и рисовать палочкой на мокром после дождя песке. Его отец вёл рабочую переписку с торговыми представительствами других стран и часто приносил домой письма с заграничными марками, которые Леонид отмачивал и коллекционировал. Именно с марок началась его любовь к картинке как к маленькому миру, в котором можно уместить целую жизнь. В старших классах школы Леонид Викторович полюбил поэзию Александра Блока и Сергея Есенина. Вдохновившись, стал сам сочинять стихи и иллюстрировать их.

   С началом Великой Отечественной войны в 1941 году был призван в армию, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института (МИСИ) им. Куйбышева. О войне Леонид Викторович говорил всегда неохотно. Сразу после призыва как студент-строитель он стал курсантом Военно-инженерной академии, «строил мосты и дороги, подвигов не совершил». Окончил войну в звании старшего лейтенанта, имел медаль “За победу над Германией”, а после демобилизации, с отличием окончил художественный факультет института кинематографистов (ВГИК) на отделении мультипликации.

  В качестве дипломной работы он нарисовал первый в истории ВГИКа диафильм — 80 картинок с короткими подписями по сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». За них он получил 1000 рублей и работу на студии «Диафильм», которой посвятил шесть лет.

   Руслан и Людмила останутся с ним на долгие годы. Над Русланом, златокудрым синеглазым богатырём, он будет работать почти до 70 лет. А образ Людмилы переделает 19 раз: «Людмила нравилась Руслану, Рогдаю, Ратмиру, Фарлафу и Черномору, — говорил Леонид Викторович в одном из интервью. — Мужчинам разных характеров и разных возрастов. Поэтому каждый новый эскиз я показывал всем своим друзьям. Если хотя бы одному не нравилось — браковал. Это продолжалось 40 лет. А потом я взял портрет Натальи Николаевны Гончаровой, поставил его перед собой, вдохновился — и нарисовал».

   В 1953 году для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке — образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. Своего любимого героя — Буратино он срисовывал с дочки. Тогда ей было как раз пять лет. Из картона вырезал длинный нос и прикрепил его на резинке, на голову надел полосатый колпачок. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 году, Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей.

   Следующей широко известной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям Александра Волкова, первая из которых — «Волшебник Изумрудного города» — вышла в свет в 1959 году.

   Леонид Владимирский не любил рисовать злых персонажей. Над рабочим столом в его мастерской даже висела табличка «Ха-ха-ха, какой страшный!» — чтобы помнить о том, что даже негодяев в детских книгах надо изображать с юмором. Когда он придумывал образ злой волшебницы Арахны для книги «Жёлтый туман», всё никак не мог найти подходящий образ (большинство его персонажей срисованы с друзей и родственников). В поисках старухи, которая могла бы «сыграть роль» великанши Арахны, управлявшей племенем гномов, он часами катался в метро, сидел на вокзалах и бродил по городу, пока однажды не встретился с соседкой по коммуналке. Он набросал эскиз, сразу же одобренный А. Волковым, потом задумался — что будет, если соседка случайно увидит себя в книге и обидится. Художник решил признаться сам, пришёл на кухню, сказал:

— Марья Алексеевна, у меня вот новая книга вышла, посмотрите — и раскрыл на странице, где была нарисована Арахна.

— Похожа, — ответила та. — На соседку из шестой квартиры. Такая же противная.

   Среди работ художника — иллюстрации к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. Фадеевой и А. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари и сборнику «Русские сказки».

   Леонид Владимирский много лет руководил изостудией в республиканской детской библиотеке, где занимались дети от 6 до 12 лет. И считал, что главная задача родителей, которые заметили у своего ребёнка способности к рисованию, — постоянно подсовывать ему бумагу и фломастеры, никогда не критиковать, развешивать все рисунки по стенам и говорить всем гостям: «Вот, смотрите, как рисует мой художник».

   Леонид Владимирский рисовал и Незнайку, и Чиполлино, и Петрушку, и многих других, но самыми его любимыми персонажами были Буратино и Страшила Мудрый. Себя он считал похожим на Страшилу — весёлым и добродушным, а дерзкий неугомонный Буратино был скорее антиподом художника. Владимирскому казалось, что если этих двоих совместить, получится идеальный характер. В конце концов он решил их познакомить. Так появилась сказка «Буратино в Изумрудном городе», а чуть раньше — «Буратино ищет клад» (1994–1995). Обе были написаны и проиллюстрированы Леонидом Владимирским и посвящены его жене - художнице Светлане Ковальской. Это талантливые, добрые и весёлые книги, в которые герои Алексея Толстого и Александра Волкова перешли так органично, будто всегда в них жили. Позже художник признавался, что писать легче, чем рисовать — мысли воплощаются быстрее. А ещё он писал рассказы, стихи и очерки; стоял у истоков музыкального театра-студии «Волшебник» и сочинял песни для мюзикла «Волшебник Изумрудного города», получил патент на изобретение «Способ получения изображений стерео-пары с рисованного цветного изображения».

   В 1974 году Владимирскому было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. К своему 90-летию художник написал стихи, в которых подвёл итог своей творческой жизни:

  Годы мчатся всё быстрее. Поперёк дороги

— остановки, юбилеи, подводить итоги.

У меня случится скоро юбилей-мистерия.

Девяносто. Вот умора. Даже сам не верю я.

А сегодня невзначай подошла девчушка:

«За картинки. Это к чаю». И дала мне сушку.

Этот солнечный кружок всех наград дороже.

Значит, очень хорошо жизнь свою я прожил.

   Леонид Викторович Владимирский умер 18 апреля 2015 года в Москве, в возрасте 94 лет. Суммарный тираж книг с его иллюстрациями превышает 20 миллионов экземпляров.


Главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала Ревякина М.Н.