- Директор
- Сотрудники
- О нас. Структура
- Юридический адрес и реквизиты
- К истории библиотеки
- Филиалы
- Пушкинская карта для молодежи в Орловской области
- Наблюдательный пункт генералов К. К. Рокоссовского и Н. П. Пухова в первый день Курской битвы.
- Роботы-камикадзе Третьего рейха в боях за Малоархангельск
- О владельцах Никулинского сада.
- Алексий, святитель, митрополит всея Руси и владелец села Архангельское.
- Храм Воскресения Господня в росписи художника Струнникова
- Дьякон Вознесенского собора Александр Амфитеатров и его род.
- Главный доктор. Трилогия Юрия Забина
- Курская битва в районе Малоархангельска глазами немецкого офицера-хроникера
- Малоархангельская библиотека Общества трезвости
- Книжные лавки города Малоархангельска
- Книги Марины Павловны Чечневой
- 16 Литовская дивизия. Моня Цацкес и его реальные однополчане
- Историк Николай Устрялов. Детство в Малоархангельском уезде
- Малоархангельск купеческий или Как малоархангельские однодворцы, ямщики и экономические крестьяне получили возможность стать купцами.
- 1812 год в воспоминаниях малоархангельцев.
- О Малоархангельске
Новости
2021-02-12 15:17:07
«Подлинный знаток жизни»
Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. Раннее детство он провёл в самом Орле. Здесь, недалеко от крутого обрыва над рекою Орликом, некогда стоял высокий деревянный дом с мезонином, в котором жила семья Лесковых.
Отец писателя, Семён Дмитриевич Лесков, небогатый судейский служащий, чиновник Орловской уголовной палаты был известен "твёрдостью убеждений" и непримиримою честностью. Мать, Мария Петровна (урождённая Алферьева), была религиозна и набожна.
После отставки Семёна Дмитриевича семья Лесковых переселилась в Кромской уезд, на небольшой хутор Панино. Навсегда запали в его память предания русской старины, легенды о чудесных странниках и благородных разбойниках, крестьянские поверья, которые слышал он в глуши Кромского уезда от нянюшек и дворовых.
На всю жизнь проникся будущий писатель народным духом. Всегда испытывал он глубокий интерес к народному творчеству. Пять лет Н. Лесков провёл в Орловской гимназии. Не окончив её, он начал службу чиновником Орловской уголовной палаты. Встречаясь с людьми разных чинов и рангов, он познаёт нравы русской провинции, пополняет уже значительный к тому времени запас наблюдений. Впоследствии в его произведениях воскреснут и услышанные им рассказы из истории помещичьего самовластья, и личные наблюдения юных лет: горестные повести о судьбе крепостных («Житие одной бабы», 1863; «Тупейный художник», 1883), и уголовные драмы («Леди Макбет Мценского уезда», 1856; пьеса «Расточитель», 1867), и ужасающие картины голода в деревне («Юность», 1892) и повести о людях из народа, благородных чудаках и праведниках.
В 1849 году Н. Лесков был переведён в Киев работать помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения. Киевский опыт служебной практики постоянно обогащал запас его наблюдений. Затем он, оставив государственную службу, поступил на работу к мужу своей тётки, англичанину А. Я. Шкотту, управляющему имениями графов Перовских и Нарышкиных.
Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он разъезжал по югу, северу страны и Поволжью, бывал в самых разных городах. Бурное время 60-х годов ХIХ века захватило все области общественной жизни. Правительственные реформы, отмена крепостного права (1861 г.) знаменовали великие исторические перемены.
В эти годы на страницах петербургских журналов впервые стало появляться имя Н. Лескова. Он начал с публицистики и пишет статьи «О рабочем классе», «О найме рабочих людей», «О привилегиях», «О переселённых крестьянах». Плодотворной журнальной работой подготавливалось и художественное творчество Лескова.
Вслед за художественным очерком «Погасшее дело» следуют рассказы «Разбойники» и «В тарантасе» (1862), «Ум своё, а чёрт своё» (1863). Затем «Овцебык», повесть «Житиё одной бабы». Несколько позже – «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866) и др. Роман «Некуда» (1864 ) завершает первый этап творчества писателя.
В начале 70-х годов появляются одно за другим замечательные лесковские произведения «Соборяне», «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник». Несколько позже «Павлин», «На краю света», «Несмертельный Голован», «Однодум», «Пугало», «Фигура» и др.
Тема талантливости людей из народа развивается Н. Лесковым в произведениях: «Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе), «Тупейный художник», «Штопальщик», «Гора» и др.
В 1874 году Н. Лескова назначают членом особого отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг для народа. С присущей ему ответственностью рецензирует он многочисленные издания и отстаивает то, что считает справедливым.
Н. С. Лесков с глубоким интересом относился ко всяким жизненным явлениям и ценил подлинные истории, предпочитая их вымыслу. Рассказы – а их особенно любил писать Николай Семёнович – чаще всего написаны в форме воспоминаний. «Привидение в Инженерном замке» (1882) имеет подзаголовок «Из кадетских воспоминаний». Эта история была рассказана писателю одним из её участников, бывшим воспитанником кадетского корпуса (так в дореволюционной России назывались военные учебные заведения для мальчиков, детей дворян). В речи рассказчика много слов и выражений, характерных для кадетов и их наставников. Лесков – большой художник слова; герои его книг всегда говорят по-своему. Вот почему язык произведений писателя ярок и разнообразен.
Лесков рассказывает неторопливо, спокойным тоном, но при этом никогда не забывая о занимательности, живости, «интересности». Поэтому чаще всего он пишет рассказы маленькими главками. Так написан рассказ «Привидение в инженерном замке».
Особенность и дар писателя – умение подсказать читателю оценки и выводы, не навязывая их. Незаметно Н. С. Лесков наводит читателей на размышления о том, что нехорошо радоваться чужому несчастью, надо стараться внимательно и сердечно относиться друг к другу. В рассказе «Привидение в инженерном замке» описан случай, который произошёл с мальчиками, учащимися кадетского корпуса, когда они стояли в почётном карауле у гроба умершего начальника.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХIХ века «трудный рост» Лескова-художника знаменуется новым расцветом его творческих сил. Писатель обращается к произведениям, в которых жизнь предстаёт в юмористическом и в сатирическом освещении. Резкие оценки действительности, заключённые в форму едких анекдотов и открытого обличения звучат в «Заметках неизвестного» (1884), «Полуношниках» (1891), «Загоне» (1893), «Зимнем дне» (1894) и других произведениях.
В 1883 году Н. Лесков получил золотую медаль за участие в Комиссии по рассмотрению сочинений, представленных на соискание премии имени Петра Великого. Эту медаль он просил прямо из Министерства народного просвещения отослать в Орловскую гимназию для помощи беднейшему ученику, отправляющемуся в университет.
Лесков заботился об увековечении памяти писателей-земляков. В 1893 году в «Орловском вестнике» появилась статья «Тургеневский бережок», в которой писатель указывает место для памятника И. С. Тургеневу. В 1882 году в этой же газете были напечатаны «Сказ о тульском косом левше» и «Леди Макбет Мценского уезда».
До самой смерти Н. Лесков жил в Петербурге. Лишь в 1875 и 1884 годах он выезжал за границу и изредка навещал своих знакомых; несколько раз встречался с Л. Н. Толстым. Умер Николай Семёнович Лесков 21 февраля (5 марта) 1895 года в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Память о Лескове жива на его родине. В городе Орле, в доме, где прошли детские годы писателя, открыт музей Н. С. Лескова. Его именем названа улица Орла, 27-я средняя школа.
Сквозь все заблуждения и перепитии жизни Николай Семёнович пронёс сокровенную преданность народу, истинный патриотизм, проникновенную любовь к России и веру в то, что будущее принадлежит добру. Дума о России всегда присутствовала в его сознании и сознании его героев – то как заветы предков, то как размышления о народе, то как идея вечной народной мечты о справедливости и счастье.
Подготовила главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала М. Н. Ревякина.