- Директор
- Сотрудники
- О нас. Структура
- Юридический адрес и реквизиты
- К истории библиотеки
- Филиалы
- Пушкинская карта для молодежи в Орловской области
- Наблюдательный пункт генералов К. К. Рокоссовского и Н. П. Пухова в первый день Курской битвы.
- Роботы-камикадзе Третьего рейха в боях за Малоархангельск
- О владельцах Никулинского сада.
- Алексий, святитель, митрополит всея Руси и владелец села Архангельское.
- Храм Воскресения Господня в росписи художника Струнникова
- Дьякон Вознесенского собора Александр Амфитеатров и его род.
- Главный доктор. Трилогия Юрия Забина
- Курская битва в районе Малоархангельска глазами немецкого офицера-хроникера
- Малоархангельская библиотека Общества трезвости
- Книжные лавки города Малоархангельска
- Книги Марины Павловны Чечневой
- 16 Литовская дивизия. Моня Цацкес и его реальные однополчане
- Историк Николай Устрялов. Детство в Малоархангельском уезде
- Малоархангельск купеческий или Как малоархангельские однодворцы, ямщики и экономические крестьяне получили возможность стать купцами.
- 1812 год в воспоминаниях малоархангельцев.
- О Малоархангельске
Новости
«Незаслуженно забытый писатель» (12+)
21.11.2024Литературная беседа к 100-летию со дня рождения русского писателя Михаила Павловича Коршунова
2021-06-10 12:13:16
«Безграничная любовь к истине»
Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня 1811 года в семье лекаря седьмого гребного экипажа Балтийского флота Григория Никифоровича Белынского и его жены Марьи Ивановны. Белынские в это время находились в крепости Свеаборг.
В 1822–1824 гг. Виссарион обучался в народном училище в Чембаре. Белинский увлекается историей и географией, много читает, выписывая в свои тетради стихотворения Богдановича, Державина, Дмитриева, Крылова, Петрова, Хераскова и других русских поэтов. К этому времени относится первая проба пера самого Белинского.
В Пензенской гимназии (1825–1828) Белинский пристрастился к популярным "толстым" журналам – «Вестнику Европы» и «Московскому телеграфу». Он мог свободно беседовать о прочитанном с преподавателем гимназии, имеющим высшее филологическое образование. Уже в это время у него стала проявляться способность к критике.
Общественным признанием за гимназические успехи на переходных экзаменах в третий класс была награда, полученная Белинским 26 июня 1827 года – книга «Руководство к механике, изданное для народных училищ». Однако очередных переходных экзаменов из третьего в четвертый класс Белинский решил не сдавать, задумав оставить гимназию и самостоятельно подготовиться к поступлению в Московский университет.
В 1829 г. Виссарион Белинский стал студентом словесного отделения Московского университета. В это время там учились видные в будущем деятели русской культуры и литературы (М.Ю. Лермонтов, А.И. Герцен, Н.И. Огарёв, Н.В. Станкевич и др.). Студенты университета формировали свои воззрения на жизнь и литературу в кружковых объединениях по интересам.
К периоду учения Белинского в Московском университете относятся первые его литературные публикации. Летом 1831 года в журнале «Листок» было напечатано стихотворение «Русская быль», близкое по форме к русской народной песне, и рецензия на трагедию Пушкина «Борис Годунов».
Но самым значительным трудом Белинского была трагедия «Дмитрий Калинин» (1830). В центре романтического произведения – трагическая судьба крепостного-интеллигента Дмитрия Калинина, воспитанного помещиком Лесинским (как выяснится позже, отцом героя).
Царское правительство, опасавшееся возможности воздействия на студенческую молодёжь революционных событий, развернувшихся в Западной Европе, усилило репрессии. В июне 1831 года в Москве были арестованы участники нелегального студенческого кружка Н.П. Сунгурова. В связи с ревизией Московского университета товарищем министра народного просвещения С.С. Уваровым осенью 1832 года из университета были исключены все «неблагонадёжные студенты». В их число попал и Белинский.
Около двух лет Виссарион Григорьевич жил в страшной нужде. Надежды на работу корректором университетской типографии, а затем и преподавателем русского языка в белорусской провинции не оправдались. Чтобы не умереть с голоду, Белинский занимается повседневной черновой журнальной работой, подготавливая переводы статей из французских журналов.
Перемены в судьбе Виссариона Белинского были связаны с именами двух выдающихся деятелей русской культуры – профессора Николая Ивановича Надеждина и студента, а затем литератора Николая Владимировича Станкевича. Первый ввёл его в профессиональный мир русской журналистики, предоставив ему возможность совершенствоваться в качестве литературного критика на страницах журнала «Телескоп» и газеты «Молва». В кружке Станкевича он прошёл второй, более действенный «университетский» курс – литературный и философско-эстетический.
Летом 1834 года Надеждин, уезжая ревизовать учебные заведения в ряде губерний, поручил Белинскому редактирование «Телескопа» и «Молвы». К этому времени и относится замысел Виссариона Григорьевича опубликовать программную работу о русской литературе. Это был обширный цикл из десяти статей («литературно-критических фельетонов»), опубликованных под названием «Литературные мечтания (Элегия в прозе)» в десяти номерах «Молвы» с сентября по декабрь 1834 года.
В 1834–1836 гг. Белинский подготовил в «Телескопе» и «Молве» около 200 публикаций. В ноябре 1836 года за октябрьскую публикацию «Философического письма» П.Я. Чаадаева «Телескоп» был закрыт, Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а квартира Белинского была подвергнута обыску.
Зимой 1836 – 1837 года, оставшись без работы, Виссарион Белинский снова испытывает материальную нужду. Осталось неосуществленным намечавшееся сотрудничество московского критика в пушкинском «Современнике» в связи с гибелью поэта. Попытка поправить дела изданием учебника для гимназии «Основания русской грамматики для первоначального обучения» оказалась неудачной. Издав в 1837 году книгу за свой счёт (и тем самым увеличив старые долги), он не получил официальной рекомендации учебника для школ.
Между тем его популярность в петербургских литературных кругах возрастает. Он получает доступ на светские вечера В.Ф. Одоевского, на которых в пёстрой толпе сановников и посланников находились и петербургские литераторы. Там в ноябре 1839 года он познакомился с Н.В. Гоголем, В.А. Жуковским, И.А. Крыловым.
Сотрудничество Виссариона Григорьевича в «Отечественных записках» (1839–1846) содействовало превращению их в центр современной журналистики. Опубликованные в течение 6 лет статьи Белинского составляют свыше 6 томов академического Собрания сочинений.
В апреле 1846 года Белинский прекратил сотрудничество в «Отечественных записках». В октябре 1846 года он даёт согласие на участие
в реорганизованном журнале «Современник», который был взят в аренду с 1 января 1847 года Некрасовым и Панаевым у прежнего издателя П.А. Плетнёва (к этому времени созданный Пушкиным журнал уже не пользовался популярностью).
Виссарион Белинский, возглавляя критический отдел в редакции «Современника», фактически определял идейную и литературно-эстетическую программу журнала. В «Современнике» сотрудничали П. Анненков, В. Боткин, А. Герцен, И. Гончаров, Т. Грановский, Д. Григорович, В. Даль, К. Кавелин, П. Кудрявцев, А. Майков, В. Милютин, Н. Огарёв, И. Тургенев, М. Щепкин и другие писатели и учёные.
Последние месяцы Белинский жил на Лиговке, в купеческо-мещанском и ремесленном районе Петербурга. Его литературная работа была бы ещё более плодотворной, если бы не туберкулёз лёгких – «чахотка», как тогда говорили,– которым страдал он долгие годы. Болезнь особенно обострилась в начале 1848 года. В середине февраля 1848 года Белинский «через силу», по его словам, диктует жене продолжение статьи «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Положение становится тяжёлым: наступили последние месяцы жизни, которые Виссарион Григорьевич перенёс с большим мужеством.
Парижские революционные события (1848) напугали правительство Николая I. Был учреждён Особый комитет для надзора над цензурой и современной печатью под председательством князя А.С. Меншикова. Началась полоса доносов на прогрессивную печать.
Последней статьёй Белинского оказался некролог знаменитому русскому актеру П.С. Мочалову («Современник», 1848, № 4), в игре которого он выделил огромный природный талант, всегда зависевший от вдохновения, от страсти. Такой же страстной натурой обладал и Белинский.
В своём творчестве Виссарион Григорьевич соединил философское мышление, яркий критический талант и смелость революционного публициста. Он отчаянно боролся с крепостничеством, выступал за прогресс в обществе и за развитие реалистического направления в русской литературе.