Новости

"Терроризм - угроза обществу"

"Терроризм  - угроза обществу" 13.11.2024
Беседа-предупреждение

"В единстве народов - сила России!"

"В единстве народов - сила России!" 12.11.2024
Познавательный час

2021-11-11 15:46:43

«Герои Фёдора Достоевского»

   Фёдор Михайлович Достоевский принадлежит к тем писателям, чья биография тесно связана с творчеством, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая её, Достоевский постигал тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу он проецировал на судьбу своих героев, изображая их в самых различных обликах.

   По романам Достоевского можно изучать жизнь их создателя, так как в свои произведения Фёдор Михайлович вкладывал собственный духовный опыт.

   В Москве, на улице Божедомка (ныне ул. Достоевского), стоит трёхэтажный особняк – арочные входы его охраняют каменные львы. В XIX веке здесь располагалась Мариинская больница для бедных. В марте 1821 года в левом её флигеле поселилась семья лекаря Михаила Андреевича Достоевского. 11 ноября этого же года у Достоевских появился второй сын. В честь одного из предков мальчика назвали Фёдором. В этом "казённом доме" и прошли детство и отрочество будущего великого писателя.

   Ранние сумерки. Отец семейства, Михаил Андреевич, занят выпиской рецептов, мать, Мария Фёдоровна (из купеческой семьи), сидит за шитьём. В гостиной собрались дети: старшие, неразлучные братья-погодки Михаил и Фёдор, младшие – Андрей, Николай и три сестрёнки. Тихо, почти шёпотом, нянька Алёна Фроловна рассказывает сказки и жития святых.

   Часто вечерами устраивали семейные чтения, и в десять лет Федюша, как ласково звали его домашние, уже знал все главные эпизоды русской истории из Карамзина. Для мальчиков проводились состязания и в декламации: братья учили наизусть стихотворения, а родители решали, кто из них лучше декламирует.

   Время, свободное от занятий, Фёдор и Михаил проводили в тенистом больничном саду, где собирались дети местных медиков и служащих. Братья были очень дружны между собой, но в отличие от спокойного и рассудительного старшего брата Фёдор был слишком горяч, энергичен и довольно резок в своих высказываниях. Он придумывал всевозможные проделки, сам же первый попадался, но попавшись, никогда не отрекался от сделанного.

   Достоевские были очень религиозны, особенно Мария Фёдоровна. Каждое воскресенье и по большим праздникам вся семья обязательно ходила в церковь при больнице к обедне.

  К дням семейных праздников, особенно к именинам отца, всегда готовились. С утра дети приветствовали именинника, обязательно на французском языке. Всего в жизни добившийся своими силами, властный, с непростым характером, Достоевский-старший требовал от детей безоговорочного признания своего авторитета и неоспоримых, в его понимании, ценностей – гражданского долга, религии, государственности. Но именно требовательным и строгим отцом были заложены понятия благородства, порядочности и ответственности перед обществом. И, конечно, обожаемая мама посеяла в душе писателя любовь и сострадание к людям. Очень набожная, добрая и нежная, Мария Фёдоровна была для сыновей идеалом женственности.

   Родители знали о литературных увлечениях Фёдора и Михаила, всемерно поощряли их и готовили к поступлению в Московский университет. Однако внезапная смерть матери и материальные нужды изменили эти планы. Для сыновей бедного дворянина был выбран иной путь. Отец решил определить Михаила и Фёдора в Главное инженерное училище в Петербурге.

   В январе 1828 года Фёдор Достоевский был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, в котором оно располагалось. Юный Достоевский вдруг остался совершенно один, без всякой поддержки и опоры, в мрачном Михайловском замке. Михаил по состоянию здоровья не был принят.

   Из дружной, любящей семьи Фёдор попал в военное учебное заведение, где новичков нередко истязали воспитанники старших классов. Военная служба тяготила будущего писателя. По ночам при свете свечи Достоевский читал вместе со своим другом Иваном Игнатьевичем Бережецким произведения Шиллера и Шекспира, Гофмана и Вальтера Скотта, Гомера и Виктора Гюго.

   В чужой среде Фёдор обособился. Он был нелюдим, держался особняком, порою был смешным и, вероятно, показался неоперившимся птенцом всем этим дворянским сынкам, которые могли говорить о чём угодно, только не о литературе, не о Пушкине и Шиллере. Фёдор Достоевский мечтал о творчестве, литературе и свободе; военная карьера его совсем не прельщала. В августе 1841 года последовал приказ о производстве Достоевского из кондукторов в нижний офицерский чин – полевые инженеры-прапорщики. Это звание позволяло жить уже не в стенах Инженерного замка, а на частной квартире.

   Достоевский поселился на Караванной улице. Утром он посещал лекции для офицеров, а вечером его ждали Александрийский театр, концерты Ференца Листа, опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила», прогулки по Петербургу, первые пробы пера.

   Но даже проживание на частной квартире не давало полной свободы заняться литературным трудом, поэтому 19 октября 1844 года подпоручик Фёдор Достоевский вышел в отставку. Он стал профессиональным литератором. Роман «Бедные люди» приносит ему успех и раскрывает перед ним двери петербургских салонов.

   Собственная биография писателя помогла найти новую, всю жизнь волновавшую его художественную тему – мечтательство. В романе «Белые ночи» образ мечтателя автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье.

   Весной 1846 года Достоевский знакомится с М. В. Петрашевским, сначала берёт в его библиотеке книги социалистов-утопистов, а потом становится частым посетителем «пятниц» в его доме. Разговоры о литературе, философии, о русском народе, судьбах России, о вере, добре и зле переросли в замысел организации тайного общества.

   15 апреля 1849 года на одной из «пятниц» Достоевский прочитал запрещённое в то время письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, а 23 апреля этого же года все участники кружка, в том числе и Достоевский, были арестованы и помещены в Петропавловскую крепость.

    Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими петрашевцами приговорил к расстрелу. За минуту до исполнения приговора был зачитан приказ о помиловании. Через 20 лет писатель свои впечатления от смертной казни отразил в романе «Идиот». Князь Мышкин рассказывает о последних минутах приговорённого к смертной казни.

   Фёдор Михайлович был осуждён к четырём годам каторжных работ в Омске, а потом к бессрочной службе рядовым. На каторге он находился в тяжёлом положении: участились приступы эпилепсии, болели ноги, не было возможности записывать впечатления, которых к тому времени накопилось достаточно много.

   По истечении четырёх каторжных лет Достоевский навсегда покинул Омский острог. Писатель по этапу был доставлен в Семипалатинск. Началась новая жизнь – строевые и военные учения. Как и на каторге, в ссылке Достоевский полон творческих планов, он не сломлен как художник и продолжает литературную деятельность двумя комическими произведениями: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

   После смерти Николая I Достоевскому были возвращены некоторые гражданские права и присвоено звание унтер-офицера. Фёдор Михайлович вышел в отставку и в декабре 1859 года он вместе с семьёй вернулся в Петербург. С этого времени начались выступления Достоевского на литературных вечерах. Вместе с братом Михаилом они стали издавать журнал «Время».

   Однако ничто не заслонило самого главного в его жизни – творческой работы. Писатель всегда находил время для работы над «Записками из мёртвого дома», «Униженными и оскорблёнными».

   Настоящий герой «Униженных и оскорблённых» - князь Валковский. Его злая воля определяет судьбу остальных героев романа. Духовный опыт каторги не прошёл для Достоевского бесследно: впервые в его произведении появился сильный человек, стоявший по ту сторону добра и зла, вне морального закона.

  В 1861-1862 годах в журнале «Время» были напечатаны «Записки из Мёртвого дома» - единственное, пожалуй, в мировой литературе художественное произведение, в котором писатель сумел полностью отразить свою биографию.

   Затем последовали «Записки из подполья». После ужаса принудительного общения на каторге писатель создаёт гимн, в котором воспевает индивидуальное достоинство и свободу каждого человека. Главное для человека – «живая жизнь». Отныне это выражение, ставшее для Достоевского символом воли и достоинства человека как свободного в своём волеизъявлении существа, пройдёт через всё последующее творчество писателя.

   В 1866 году Ф. Достоевский написал два больших романа «Преступление и наказание» и «Игрок». Прежние произведения вывели его в число первых писателей России, но именно с «Преступления и наказания» начинается его всемирное влияние, подобное влиянию Данте и Сервантеса, Шекспира и Гёте. Это первое из его творений, вставших в один ряд с «Божественной комедией» и «Дон Кихотом», с «Гамлетом» и «Фаустом».

  Роман «Преступление и наказание» Ф. Достоевский задумал написать на каторге, в тяжёлую минуту грусти. Молодой человек, живущий в бедности, решил разом выйти из своего тяжёлого положения. Он убивает старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, жадна, больна и мучает свою младшую сестру. Родион Раскольников совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, а потом всю жизнь быть честным, неуклонным в исполнении долга к человечеству и загладить преступление.

   Но после убийства неразрешимые вопросы встают перед убийцею и мучают его сердце. Весь месяц от убийства до признания вины проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, в не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего – это борьба с самим собой. Он начинает ощущать себя отщепенцем, понимает, что между ним и людьми образовалась пропасть, что он переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества. «Разве я старушку убил?» - с горечью говорит он Соне. – Я себя убил, а не старушонку!» В этом и заключается сущность наказания Раскольникова, которое несравненно страшнее любого иного наказания. Муки совести, сознание своей духовной опустошённости привели его в конце концов к тому, что он, по совету Сони, идёт с повинной и отдаёт себя в руки правосудия.

   Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Его страшит всё усиливающаяся власть денег, падение нравственности, обилие преступлений, с которыми он сталкивался на каждом шагу. В романе с потрясающей силой и глубиной отразился гуманизм писателя, его боль за поруганное человеческое достоинство, великая правда об обесчеловечении человека в капиталистическом обществе.

   Среди произведений Достоевского, созданных в шестидесятые годы, особое место занимает роман «Идиот», опубликованный на страницах журнала «Русский вестник» в 1868 году. Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Таким прекрасным человеком был князь Мышкин. В нём Достоевский воплотил многие качества близких и дорогих ему героев прежних своих произведений. Человек добрый, наивный и непосредственный, Мышкин с любовью и состраданием относится ко всем несчастным и обиженным вне зависимости от того, кто они и каково их социальное происхождение. В своём герое писатель подчёркивает прежде всего его веру в то, что каждый человек носит в душе светлое начало. Он преисполнен любви к окружающим и стремится найти путь к гармонии.

  Но Мышкин живёт в мире, наполненными острыми конфликтами и противоречиями. В этих условиях призыв Мышкина к добру, любви и состраданию к ближнему, его стремление примирить жестоких, эгоистичных людей с людьми обиженными, несчастными, бесправными терпит неудачу. Проповедь Мышкиным христианской любви и согласия терпит крушение. Она оказалась бессильной перед миром злобы, лицемерия, разнузданных страстей и жажды наживы.

   Роман «Бесы» - грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение. Достоевский был единственным человеком, кто из убийства слушателя Петровской земледельческой академии, члена тайного общества «Народная расправа» Иванова Нечаевым сделал вывод: на мир надвигаются Нечаев и подобные им бесы, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей. Провокация, предательство, убийство, совершённые во имя великой цели – революции, - вот что такое нечаевщина.

   Вершиной в творчестве Ф. М. Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». В нём происходят события, которые непременно должны привести к трагедии. Убийство происходит, и читатель долгое время остаётся перед загадкой: кто убил старика Карамазова? Все улики налицо: убил старший сын Дмитрий. Но читатель уже успел полюбить Дмитрия Карамазова и поверить ему. И только накануне суда читатель узнаёт, что убил не он, но суд приговаривает Дмитрия к четырём годам каторжных работ.

   Таков детективный сюжет романа. Но сколько ни думаешь над его содержанием, всё глубже понимаешь, что не в детективном сюжете дело. Этот роман о человеческой жизни, о том, как нестерпимо трудно бывает прожить эту жизнь, о человеческих страданиях.

   Лебединой песней Достоевского была речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве в июне 1880 года.

   Достаточно подробно и внимательно рассмотрел Достоевский в речи характер Алеко из «Цыган», так как видел в нём «того несчастного скитальца в родной земле, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе».

   Тот же тип скитальца, по мнению Достоевского, открывается и в «Евгении Онегине», но он называет его «мировым страдальцем», в котором видит те же поиски идеала, что были и в Алеко. В «Евгении Онегине» Достоевский главной героиней считает Татьяну, а не Онегина, мотивируя это тем, что тот не способен понять высокий душевный мир девушки.

   В Татьяне Достоевский находит положительный тип, такой красоты положительный тип русской женщины, который почти уже и не повторялся в русской художественной литературе. Достоевский первый дал нравственное объяснение её поступку. Татьяна, по мнению Фёдора Михайловича, не могла оставить своего мужа и пойти за Онегиным, потому что человек не может строить своё счастье на несчастье другого. Не могла решить иначе Татьяна, с её высокою душой, с её сердцем, столь пострадавшим.

   Красота души Татьяна основана на том, что у неё есть всё-таки нечто твёрдое и незыблемое, на что опирается её душа. Это воспоминания детства, родины, деревенской глуши... А у Онегина ничего этого нет.

   Здесь же, на сцене зала, за это выступление Ф. М. Достоевского увенчали богатейшим в 2 аршина в диаметре лавровым венком. Речь о Пушкине принесла Достоевскому огромную славу, он достиг небывалого влияния на мысли и чувства своих сограждан. Эта речь, в сущности, оказалась и его завещанием. Меньше чем через год после пушкинских торжеств Достоевский скончался.

  Лучшие произведения Ф. Достоевского, пронизанные идеями гуманизма, являются гордостью русской литературы и величайшим вкладом в сокровищницу мирового искусства. Слава великого писателя далеко перешагнула границы нашей страны, его сочинения сегодня читают в самых отдалённых уголках земного шара. Людям всего мира дорог писатель, гневно осуждавший любые проявления насилия и произвола, с такой щемящей болью писавший о тяжёлой доле всех «униженных и оскорблённых» и высказавший глубокое убеждение в конечном торжестве идей добра и справедливости.

    Главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала М. Н. Ревякина


       Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Что вы знаете о Ф. М. Достоевском?»


"Викторина по творчеству Ф. М. Достоевского"