- Директор
- Сотрудники
- О нас. Структура
- Юридический адрес и реквизиты
- К истории библиотеки
- Филиалы
- Пушкинская карта для молодежи в Орловской области
- Наблюдательный пункт генералов К. К. Рокоссовского и Н. П. Пухова в первый день Курской битвы.
- Роботы-камикадзе Третьего рейха в боях за Малоархангельск
- О владельцах Никулинского сада.
- Алексий, святитель, митрополит всея Руси и владелец села Архангельское.
- Храм Воскресения Господня в росписи художника Струнникова
- Дьякон Вознесенского собора Александр Амфитеатров и его род.
- Главный доктор. Трилогия Юрия Забина
- Курская битва в районе Малоархангельска глазами немецкого офицера-хроникера
- Малоархангельская библиотека Общества трезвости
- Книжные лавки города Малоархангельска
- Книги Марины Павловны Чечневой
- 16 Литовская дивизия. Моня Цацкес и его реальные однополчане
- Историк Николай Устрялов. Детство в Малоархангельском уезде
- Малоархангельск купеческий или Как малоархангельские однодворцы, ямщики и экономические крестьяне получили возможность стать купцами.
- 1812 год в воспоминаниях малоархангельцев.
- О Малоархангельске
Новости
«Конституция на страже моих прав» (12+)
13.12.2024Экскурс в историю ко Дню Конституции Российской Федерации
2022-05-28 17:02:43
«Библионочь – 2022»
В районной детской библиотеке-филиале прошла всероссийская акция "Библионочь – 2022" для воспитанников МБДОУ «Детский сад № 1 г. Малоархангельска». В этом году тематика акции «Библионочь - 2022» связана с проведением Года культурного наследия народов России и была посвящена русской красавице матрёшке.
Из рассказа главного библиотекаря районной детской библиотеки-филиала М. Н. Ревякиной, сопровождавшегося кадрами презентации, дети узнали о возникновении народных промыслов в России.
Слово «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом». Ремесло – это изготовление предметов ручным способом. В далёкие времена, когда ещё нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни всё необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду. Конечно, в каждой части земного шара народы жили по-своему. И на предметы их обихода влияло географическое положение, особенности национального характера, традиций, климата. К примеру, в южных странах, расписывая глиняную посуду, чаще всего обходились лишь двумя-тремя цветами. Ведь на юге круглый год буйство цвета, поэтому добавлять красочности в быт не требуется. А вот на севере люди предпочитали яркие тона.
Несмотря на то, что существует огромное разнообразие промысловых предметов, в творчестве народов Земли наблюдается много общего: и в замыслах изделий, и в технологиях их изготовления. Вероятно потому, что подсказывала, из каких материалов создавать необходимые предметы, сама природа. Если вокруг много леса – люди мастерили деревянную посуду, а из бересты (обработанной коры берёзы – коробы и туески). Если кругом луга, где хорошо пастись козам и овцам, то широко развивалось ткачество. Игрушки же делали из того, что оказывалась под рукой: из соломы, мочала, лыка.
Предметы быта и игрушки может сделать мастер-одиночка. Промысел появляется только тогда, когда над ним трудятся многие люди, появляются устойчивые традиции. Так возникала специализация: одно село становилось знаменитым своей расписной глиняной посудой, другое плетёными из лозы корзинами и т. д.
Российские промыслы широко известны во всём мире. С давних времён идёт слава хохломской деревянной посуды, городецкой росписи по дереву, дымковской глиняной фигурки и свистульки, павловских платков, вологодских кружев и многих других наших промыслов.
Ведущий библиотекарь районной детской библиотеки-филиала Н. А. Козелкова рассказала присутствующим о появлении русской матрёшки. В конце ХIХ века, хозяйке подмосковного имения Абрамцево Александре Мамонтовой, привезли из Японии деревянную куклу – фигурку добродушного лысого старичка, мудреца Фукурума. Он считался в Японии божеством счастья и долголетия. Игрушка была с секретом – она... разламывалась на 2 части, а там был спрятан ещё один такой же мудрец, только поменьше. И снова кукла разламывалась пополам. Всего в игрушке насчитывалось 5 кукол.
Мамонтовой очень захотелось иметь такую же, только в виде русской крестьянской девушки. Художник Сергей Малютин сделал рисунок, затем известный токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева форму, а Малютин её расписал.
Вот так и появилась на свет деревянная женская фигурка в русском сарафане и платочке. В ней прятались ещё семь фигурок: старшие дочки-помощницы, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике и младенец в пелёнках. На этой первой игрушке стоял штамп мастерской Мамонтовых «Детское воспитание».
Деревянную разъёмную куклу, сделанную в России, назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.
Первые матрёшки изготавливались в артелях. Они изображали девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках. Позже на матрёшках стали наносить всевозможные жанровые сценки, рассказывающие о временах года, о крестьянском быте, о весёлых ярмарках и народных праздниках.
Наряду с женскими образами часто встречались и мужские персонажи. Мастера - матрёшечники пытались экспериментировать и с формой игрушки: вытачивали фигуры в виде древнерусского шлема, конусообразные. Но эти новшества не прижились. Всем пришлась по душе матрёшка традиционной формы.
Игрушки делали из липы и берёзы. Для начала надо было выточить заготовки, и чтоб ни сучка ни задоринки. Начинали работу с самой маленькой куклы, и постепенно её размер становился всё больше и больше.
В 1900 году русская Матрёшка совершила своё первое заграничное путешествие на Всемирную выставку в Париже. Там она получила восторженное отзывы, была награждена большой бронзовой медалью. С тех пор и начался у нас её массовый выпуск. Занимались этим в подмосковном Сергиевом Посаде, где находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Изготавливали матрёшек от 2-х до 24-местных, но всё же самыми ходовыми были трёх-, восьми- и 12-местные. А в 1913 году для выставки игрушек в Петербурге умельцами Сергиева Посада была сделана 48-местная матрёшка.
Вслед за Сергиевом Посадом матрёшку стали делать в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские мастера сделали 72-местную диаметром в полметра и высотой в 1 метр. После умельцев Семёновского уезда освоили выпуск матрёшек в Полховском Майдане под Нижним Новгородом и соседней с ним деревне Крутец.
Из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Но, несмотря на постоянство формы, все они абсолютно разные. Особенно теперь, когда матрёшка стала авторской, то есть её расписывают гуашью и акварелью профессиональные художники, живописцы и мастера народных промыслов. Довольно часто современные художники пользуются позолотой. Есть матрёшки, которых не расписывают, а украшают выжженными узорами. Кукла стала изображать известных политиков, музыкантов, артистов.
И хотя изменилась и форма игрушки, и рисунок на ней, и методы покраски, она всё равно остаётся всеми любимой матрёшкой. Прежним в ней осталась сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают ей теплоту и солнечность. Трудно представить Россию без этой маленькой куклы, которая вошла в наши души.
Затем дети смотрели документальный фильм «Производство матрёшки», мультфильм «Секрет матрёшки», познакомились с книгами и журналами, расположенными на книжно-журнальной выставке «Добрых рук мастерство». К мероприятию был оформлен уголок с матрёшками, кружевными салфетками, вышитыми полотенцами, старинными предметами, сделанными из глины и лозы.
Главный библиотекарь районной детской библиотеки-филиала М. Н. Ревякина.